Пресса
«Вечерний Ленинград»
О концерте Н. Кривули в МЗФНА КОНЦЕРТЕ Н. КРИВУЛИ
Нынешний концертный сезон в Малом зале Филармонии примечателен интересными программами, в которых большое место принадлежит сольным выступлениям мастеров искусств. Среди них хочется отметить концерт заслуженного артиста РСФСР Н. Кривули, состоявшийся недавно. Известный оперный артист, он является также своеобразным и тонким исполнителем камерной вокальной лирики.
Первое отделение концерта было посвящено советской и русской музыке. Ленинградцам хорошо известны романсы Л. Пригожина на слова Шекспира и Бернса. Н. Кривуля подчеркнул своеобразие колорита «Песни шута», «В горах мое сердце», «Застольной» и особенно «В полях под снегом и дождем».
Присущая вокальной манере артиста подчеркнутая острота интонации в сочетании с ритмической свободой внесли в знакомую музыку новые черты, сделали более рельефными музыкальные образы. Проникновенно прозвучал «Соловей» Чайковского, трактуемый в духе протяжных русских песен о печали молодца, разлученного с любимой. Из трех прозвучавших романсов Даргомыжского наиболее удался «Червяк» — острая сатира на подхалимство и душевную низость. Артист отказывается от обычного исполнения этого произведения почти говорком и переходит на кантиленное пение, при этом широкая распевность обогащена у него бесконечным разнообразием нюансов.
Во втором отделении Н. Кривуля пел произведения зарубежных авторов — Брамса, Бетховена, Моцарта, Шуберта, Грига, Массне, Берлиоза, Гуно. С большим мастерством были исполнены малознакомые широкой аудитории романсы Брамса «Тебя забыть» и «Воскресное утро». Хорошо прозвучали также серенада Дон-Жуана из «Осуждения Фауста» Берлиоза, ария Дон-Кихота из оперы Массне и «Эрос» Грига.
Наиболее ценной стороной в трактовке Н. Кривулей этих и большинства других прозвучавших в концерте произведений является внесение в камерную музыку искусства большого дыхания, идущего от оперных образов. Артисту больше удаются произведения, в которых наблюдается сюжетное развитие образа. Сильное впечатление, например, оставила ария Дон-Кихота. Меньше удались «К музыке» Шуберта, «Люблю тебя» Бетховена — им недостает тонкости нюансов.
Не во всем удачен подбор программы. Так, ария Лепорелло из оперы «Дон-Жуан» Моцарта противоречила общему стилю этого вечера; вероятно, надо было богаче представить лирику Грига. Но в целом концерт Н. Кривули оставил впечатление большой исполнительской культуры, раскрыл новые стороны дарования артиста.
О. Томпакова