Пресса

6 июня 1961

«Советская культура»

О струнном квартете ЗКР и концерте 11 марта 1961 в МЗФ

КАМЕРНЫЕ КОНЦЕРТЫ В ЛЕНИНГРАДЕ

Ансамбль-пропагандист

В ЗАСЛУЖЕННОМ коллективе РСФСР симфоническом оркестре Ленинградской филармонии есть хорошая традиция. Каждый месяц артисты оркестра в дневное время выступают в Большом зале перед членами художественного совета с творческими отчетами в качестве солистов и в различных ансамблях с исполнением камерно-инструментальных программ, очень широких по охвату литературы. Здесь и классики, и романтики, и современные зарубежные композиторы, и, конечно, во множестве советские авторы.

Из этой формы музицирования иной раз возникают камерные ансамбли. Именно таково было начало творческой биографии струнного квартета в составе артистов оркестра Л. Гозмана и К. Варенберга (первая и вторая скрипки), Ю. Крамарова (альт) и Л. Фишкова (виолончель).

Творческая биография этого талантливого маленького коллектива, занявшего прочное место в концертной жизни Ленинграда, насчитывает около десяти лет дружной совместной артистической работы. Ансамбль этот, репертуар которого весьма обширен, всегда находит ключ к свежей, оригинальной трактовке широко популярных произведений, таких, как квартеты Чайковского, Бородина или Глазунова. В то же время артисты неустанно пополняют репертуар либо незаслуженно забытыми произведениями прошлого, либо новинками советской и зарубежной музыки.

Индивидуальные исполнительские качества ансамбля — полнота тона, основанная на чутком интонационном и тембровом равновесии голосов, исключительная чистота «коллективной дикции», темпераментность и многокрасочность исполнения. При всем том, в ансамбле отчетливо доминирует голос альта — сочная, выразительная, инициативная игра Ю. Крамарова, как бы дирижирующего исполнением.

В текущем сезоне ансамбль «озвучил» несколько новых произведений молодых ленинградских композиторов, в том числе содержательное Струнное трио Я. Вайсбурда, написанное в интересной полифонической манере, и квартет Т. Ворониной, качественно несколько неровный, но изобличающий несомненное дарование и серьезность мышления начинающего автора.

Струнный квартет — постоянный участник абонементных концертов Зала имени Глинки. Особо отмечу два выступления коллектива из многих в этом сезоне: концерт, включавший Второй квартет Чайковского, сюиту В. Щербачева из музыки к фильму «Петр Первый» и Дорический квартет О. Респиги, и вечер старинной музыки с участием А. Волконского (клавесин), в программе которого были произведения Вивальди, Перселла, Пахельбеля, Иоганна Людвига Баха и Гайдна.

В фа-мажорном квартете Чайковского привлекли проникновенность мелодической фразировки, отточенность искусства инструментальной речитации. Квартет Респиги, отличающийся изощренной ритмической и тембровой фактурой, дал ансамблю возможность проявить еще одну грань своего мастерства — декоративность, богатство штриховых приемов.

В концерте старинной музыки квартет показал высоко развитое чувство стиля. Образцы музыки отдаленнейших эпох при всей тщательности «реставрационной» работы, проделанной исполнителями, предстали перед слушателями вне мертвящей музейной стилизации. Они были овеяны дыханием жизни.

Фортепианные вечера

СРЕДИ ленинградских пианистов среднего поколения одно из видных мест принадлежит профессору Н. Перельману, художнику самобытной и интересной творческой индивидуальности. Выступления его довольно редки, но каждое радует и обдуманно составленной содержательной программой, и своеобразием интерпретации, очень часто вносящей новое в наше представление о музыке того или иного композитора. Эти выступления запоминаются. Я, например, до сих пор отчетливо помню впечатление от «вечера вальсов», игранного им в прошлом сезоне и сочетавшего в программе простодушные и задушевные шубертовские лендлеры с изысканными «Благородными и сентиментальными вальсами» Равеля. Это было одно из тех впечатлений, по которым как бы проверяешь свое отношение к давно знакомым произведениям.

В нынешнем сезоне Перельман выступил дважды, оба раза исполнив одну программу, составленную из произведений Шуберта и Шумана. Пианист обратился не к наиболее популярным произведениям, а как бы ко «вторым голосам» их творческого наследия. Это были почти не исполняемая ранняя ми-бемоль-мажорная соната и небольшие безымянные пьесы Шуберта. Точно также в Шумане он остановился на «Пестрых листках» и последней из восьми «Новеллетт» (fis-moll). И от этого нисколько не проиграло в восприятии слушателей творчество великих представителей музыкального романтизма. Наоборот, представление о нем расширилось и обогатилось.

Перельман играет Шуберта без тени сентиментальности, оттеняя контрасты лирики и жанровой изобразительности. Резкие ритмические акценты и острые динамические контрасты, игра пауз, останавливающих течение взволнованной речи, скупое использование педалей отличают здесь его игру. Играть целиком четырнадцать пьес, очень разнообразных по объему, содержанию и стилю, объединенных Шуманом под общим заголовком «Пестрые листки», — задача нелегкая. Это не цикл, а скорее своеобразный конгломерат из коротких сюит и отдельных разрозненных пьес, сопоставленных по принципу контраста. Перельман так и играл их, отграничивая цезурами отдельные разделы композиции, выделив курсивом «флорестановские» вторую, пятую и десятую пьесы, дав превосходные образцы «пения на клавишах» в последнем из пяти «Альбомных листков» и в «Вечерней музыке». Шуман — лирик, порывистый мечтатель, пейзажист и жанрист, весельчак, общительный собеседник и увлекательный рассказчик — все эти стороны многогранной творческой личности автора «Крейслерианы» были отчетливо раскрыты Перельманом.

В. Богданов-Березовский



Другие материалы

16 мая 1949

«Правда»

Об открытии Малого зала имени Глинки 15 января 1949
16 мая 1949

«Вечерний Ленинград»

Об открытии Малого зала имени Глинки 15 января 1949

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»