Пресса
«Ленинградская правда»
О концерте 5 ноября 1924 в БЗФ
Театр и искусство
Отто Клемперер
Выступивший в последнем симфоническом концерте дирижер Отто Клемперер был предметом давно не виданных оваций. Это, бесспорно, один из крупнейших дирижеров современности. В нем все необычайно, начиная с феноменального роста, позволяющего ему дирижировать без обычного возвышения на эстраде. Последнее, впрочем, было бы не только излишним, но и стеснило бы свободу его движений, далеко превосходящих обычные движения дирижера. Это — артист в высокой степей нервный, но вместе с тем до конца владеющий собой, с поразительно разнообразной жестикуляцией (какая совершенная диссоциация в движениях рук!), — дирижер и актер, но без тени рисовки, с необычайной интенсивностью переживающий исполняемые произведения, как бы завораживающий оркестр игрой своих движений. 3а всеми этими элементами вдохновения чувствуются огромная техническая работа, мастерство и вкус.
Симфония G-moll Моцарта была исполнена Клемперером с камерной отчетливостью и изяществом, а местами (напр., в менуэте) с сильным драматическим под’емом. 4-я симфония Брамса предстала в необычайно полнозвучном виде. Вся ее грузная насыщенность музыкальной мыслью получила удивительно ясное и яркое освещение. Обе симфонии Клемперер провел наизусть. Вызовам и аплодисментам не было конца. Нужно признаться, что мы отравлены таким исполнением и что, вкусив его, нелегко вернуться к нашим художественным будням.
А. Р-К.