Пресса
«Вечерний Ленинград»
О концерте 28 декабря 1950 в БЗФВторое рождение симфонии
Состоявшийся на днях в Большом зале Филармонии симфонический концерт из произведений С. Ляпунова и А. Скрябина собрал многочисленную аудиторию. Особый интерес вызвала Вторая симфония С. Ляпунова, оконченная композитором в 1917 году, но ни разу не исполнявшаяся.
Е. Мравинский часто выступает в роли первого исполнителя новых или забытых произведений.
Ныне внимание дирижера привлекла Вторая симфония С. Ляпунова. Ее автор, ученик Танеева, близкий друг Балакирева и Глазунова, был видным русским композитором, оставившим ряд значительных симфонических и фортепианных произведений. Немалая заслуга Ляпунова перед отечественным искусством состоит в том, что в предреволюционные годы, когда в русскую музыку проникли разлагающие веяния модернизма, он сумел удержаться на реалистических позициях и стремился следовать заветам русской музыкальной классики.
Несомненные достоинства симфонии Ляпунова заключены в ясности и мастерстве изложения, в оптимистичности замысла, в русской песенной природе музыкального материала. В то же время впечатлению от симфонии вредит ее растянутость, «многословие», вялость развития, недостаточная яркость и свежесть многих музыкальных мыслей.
E. Мравинский провел Вторую симфонию Ляпунова с большим под’емом, подчеркнув серьезность и эпический размах ее замысла.
В этом же концерте была исполнена «Поэма экстаза» А. Скрябина. Дирижер правильно подошел к истолкованию этого талантливого, но противоречивого произведения. Он выделил, оттенил в нем все здоровое, жизненное, обнажил «земные», человеческие основы выраженных в музыке страстей, облагородил их. В его исполнении поэма прозвучала, как прославление творческих устремлений человека, как воспевание его стремления вперед.
Успех дирижера в этом концерте разделил симфонический оркестр Ленинградской филармонии.
Следует пожелать, чтобы Е. Мравинский и руководимый им оркестр ознакомили слушателей также с неизвестными или малоизвестными симфоническими произведениями ряда русских композиторов (например, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Глазунова, Глиэра).
Д. Львов