Пресса

24 января 1925

«‎Вечерняя Красная газета»‎

О концерте 23 января 1925 в БЗФ

Первый концерт Артура Шнабеля

В программе стояли выдающиеся произведения четырех великих мастеров: Баха, Моцарта, Шуберта и Шопена. Перед слушателями раскрылись четыре мировоззрения, четыре ярких характера, четыре системы мышления. Соната Шуберта (A dur) была воспроизведена Шнабелем с исключительным проникновением в стиль романтической, песенно-картинной, широко и привольно развернутой Шубертовской циклической формы с ее контрастами между простодушной идиллической лирикой и пламенным драматизмом тех страниц, где композитор, как бы нечаянно, в мимолетном, но глубоком раздумьи, остановившись на краю пропасти, созерцает призрак смерти: в ужасе застывает сознание перед вечным вопросом. Весь Шуберт — Шуберт наивных песен и жутких баллад, Шуберт «утренней серенады» и «Двойника», неоконченной симфонии и «Лесного царя» — в этом остром сопоставлении детской непредубежденности и внезапного трепета предчувствий. Как никто чувствует это Шнабель и передает музыку Шуберта как откровение, как новый неизведанный мир ощущений, вскрывая полноту эмоционального содержания там, где, казалось, мирно протекал легкомысленный мелодичный ручеек и где ничто не указывало на близость озера с недостижимым дном.

В суровом дантевском колорите было выдержано исполнение с-moll’ной фантазии Моцарта: тон Шнабеля стал здесь мужественно-напряженным и испытующе-строгим, не теряя, однако, ни сочности, ни гибкости, особенно при передаче гениально найденных Моцартом модуляционных изгибов.

Неисчерпаемо расточителен Шнабель в трактовке прелюдов Шопена, трактовке несколько непривычной для тех, кому шопеновская музыка доступна лишь в томном преломлении, в атмосфере увядания и умирания.

Радостно, в плане остроумyо развертываемой беседы, время от времени превращающейся в спор, прозвучал «итальянский концерт» Баха — произведение почти двухсотлетней давности, совершенно не утратившее обаяния свежести и непосредственности. С исключительным мастерством и глубокой задушевностью выражения было сыграно andante. Поразительно многообразие оттенков трели у Шнабеля. Поразительно его уменье в использовании эффекта потухания и истаивания звуков. Но всего поразительнее жизненная простота и естественность фразировки и ласковость звучания. При этом все богатство выражения направлено вглубь, на сущность и смысл музыки, а не на внешне виртуозные эффекты и не на обольщение публики блестящими каскадами звуков. Шнабель в высшей степени серьезный и вдумчивый художник. Он сочетает импровизационную свободу и непринужденность речи с мудрой стилистической расчетливостью и с проникновенностью в характер исполняемого: четкая выкованная форма таится и за эмоциональной взволнованностью и за идиллически наивным простодушием. Шнабель — музыкант глубокой и устойчивой культуры. Понять его — значит обогатить свое я.

Игорь Глебов



Другие материалы

2 февраля 1925

«Рабочий и театр»‎

О концерте 20 января 1925 в БЗФ
3 февраля 1925

«Жизнь искусства» № 5

О концертах 7, 14 и 20 января 1925 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»