Пресса
«Жизнь искусства» № 5
Квартетный вечер ФилармонииКвартетный вечер Филармонии
В м. зале Филармонии впервые был исполнен квартет А. Житомирского. Произведения этого композитора очень редко появляются на концертных программах. Тем больший интерес вызвало в музыкальных кругах исполнение новой капитальной работы одного из лучших ленинградских теоретиков. Композиция Житомирского оказалась солидным трудом, в котором творческая мысль оснащена основательной контрапунктической техникой, свидетельствующей о природной склонности автора к симфонизму. Но, повидимому, Житомирский — по преимуществу оркестровый композитор, где его воображение находит более благодарную почву. Отсутствие широких тембровых возможностей сковало фантазию Житомирского в его первом камерном произведении. Временами работа ума преобладает над непосредственным творчеством. Такому впечатлению способствует и самый механизм композиции, построенный на разработке коротких, но недостаточно выпуклых тем. Кроме того, в квартете нет широкого мелоса, которого естественно было бы ожидать у последователя Скрябина. Исключение составляет 3-я часть (Andante), проникнутая элементами лиризма. Напротив во 2-й части (скерцо) Житомирский идет по стопам Прокофьева. Та же напористость и стремительность звуковой массы. Впечатлению вредит лишь однообразие ритма. В целом квартет оставляет ценное впечатление, особенно как опыт перенесения скрябинского звукосозерцания в область квартетной музыки.
Произведение Житомирского предстало в окружении 1-го квартета Бородина и 5-го квартета Глазунова. Вся программа вечера превосходно была выполнена Лукашевским, Печниковым, Рывкиным и Могилевским, тесно сплоченными участниками лучшего в Ленинграде камерного ансамбля.
Исламей