Пресса

10 марта 1925

«Жизнь искусства» № 10

На конкурсе квартетов

На конкурсе квартетов

В конкурсе смычковых квартетов на соискание имени „Страдивариуса“ приняли участие пять ансамблей: им. А. К. Глазунова (Ленинград), им. Страдивариуса, квартет МХАТ, квартет Моск. Гос. Консерватория (все три московские), квартет им. Вильома (Харьков). Конкурсное испытание продолжалось три дня. В первый день все ансамбли играли квартеты Бетховена, во второй день — русские квартеты (Чайковского, Глазунова, С. И. Танеева, Блуменфельда, В. Ширинского), в третий — новейшие западные (Равеля, Хиндемита). Жюри под председательством А. В. Луначарского, при участии профессоров Московской и Ленинградской консерваторий, представителей Музо, Росфила и Всерабиса, постановило: 1) отложить на год до следующего конкурса присуждение одному из квартетов имени кремонского скрипичного мастера, оставив прежнему составу „Страдивариусов“ их прежние инструменты, 2) признать квартеты им. Глазунова, Моск. Гос. Конс, и им. Страдивариуса равноценными, 3) ходатайствовать о государственной субсидии этим трем ансамблям, 4) предоставить квартету им. А. К. Глазунова любую коллекцию инструментов.

Не вдаваясь в расшифровку этих неожиданных для большинства присутствовавших на конкурсе постановлений, а также неясных причин чрезвычайно осторожной отмены категорического суждения о достоинствах того или иного ансамбля, мы поделимся здесь личными впечатлениями в порядке обычной рецензии о чрезвычайно интересном цикле концертов.

Общие наблюдения таковы: 1) наш Союз чрезвычайно беден хорошими квартетными ансамблями, которые к тому же распределены между тремя только городами СССР, 2) мы как будто бы теряем прочную художественную традицию квартетных ансамблей; у нас нет преемственности в этой области, 3) у нас нет квартетов-специалистов по определенным авторам.

Частные наблюдения над художественным лицом того или иного ансамбля таковы:
Квартет имени Глазунова единственный, который, не обинуясь, может быть назван подлинным ансамблем. Здесь не четыре артиста, а один коллективный мыслитель и музыкант, с одной головой, одним звуком, одной трактовкой деталей, лишь с восемью — одинаково виртуозно работающими руками.
Лишь кое-где (фугато у Бетховена) от стремления к ускоренному темпу есть небольшая скомканность. У всех единое tempo rubato, все чутко слушают первую скрипку. Динамика, очень согласованная, ярка и широка по охвату формы; она не дробит ее на мелкие куски — детали. Квартет чужд салонности и интимности. Лучший номер ансамбля — IV квартет А. К. Глазунова, имя которого ансамбль носит с честью, и нужно только радоваться, что он не переменит его.

Радует своей бодростью, мужественностью, полнокровием, юношеской напористостью, иногда бьющей через край, молодой квартет Моск. Гос. Консерватории. Первый скрипач — Цыганов обладает большим тоном, и все равняются по нему; оттого, вероятно, все звучит слишком густо, тяжеловато, мало красочно и без достаточной контрастной динамики. Ясно одно, что это — квартет нашей бодрой молодежи, что он крепок своей работой, виртуозностью, стремлением к коллективизму, и это все придет.

Квартет Моск. Худ. театра силен своим тонко и умно выявленным лиризмом, изяществом, детальной, иногда до кропотливости, проработкой отдельных эпизодов и фраз, что мешает охвату целого. Несомненно, это — квартет сильных музыкантов, хотя и неоднородных, с трудом находящих единую манеру исполнения, но упорно ищущих ее. Бетховен у них академичен и напоминает Моцарта, зато Чайковский узнал бы себя полностью.

Квартет им. Страдивариуса неровен не только по технике участников, но и по трактовке каждого исполнителя. Здесь явно четыре индивидуальности, настойчиво солирующие, что создает какую-то мнимую оркестральность. У них хорошо звучит pianissimo, красивый звук, точное исполнение, но нет целого, ни плана его, ни стиля. Слабее всего несогласованная и мелкодробная динамика с подчеркнутой акцентировкой. Лучше Бетховена исполнен, пожалуй, Танеев. Обещанного квартета Б. Бартока „Страдивариусы“ не исполнили по случаю болезни одного из артистов.

Квартет им. Вильома — коллектив достаточно умелых и музыкально-развитых исполнителей. Если у них и нет особо детальной проработки, крупных художественных достижений, то есть все же корректный ансамбль, а работа проделана технически тщательно.

Москва. Сергей Бугославский



Другие материалы

17 марта 1925

«Жизнь искусства» № 11

О концертах 26 февраля и 5 марта 1925 в БЗФ
Апрель 1926

«Жизнь искусства» № 12

О концерте 5 марта 1926 в МЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»