Пресса
«Жизнь искусства» № 21
[Программки цикла в архивах не обнаружены]Цикл Бетховенских квартетов
В м. зале Филармонии на протяжении пяти вечеров квартетом им. Глазунова были сыграны все шестнадцать квартетов Бетховена.
Разбивка квартетов по отдельным программам была сделана вне хронологического порядка. Таким образом хотя цикл в целом не дал общей линии развития бетховенского квартетного письма, но зато отдельные концерты приобрели полноту содержания, составившись из квартетов трех периодов Бетховенского творчества.
Первые 6 квартетов, написанные композитором до 1800 г., об’единены под opus’ом 18-м. В них Бетховен и по форме, и по содержанию весь еще в плену у Моцарта и Гайдна. Его творческая мысль, не насыщенная присущей ему впоследствии эмоциональностью, довольствуется здесь любованием традиционных форм. Следующие 5 квартетов написаны в периоде от 1806 до 1810 г. Три из них (ор. 59) посвящены русскому посланнику в Вене Разумовскому. В каждом проходят русские народные темы. Но это только «дань посвящения». По глубине содержания они обнаруживают уже зрелый гений Бетховена, для которого форма уже не цель, а лишь средство выражения. В квартетах ор. 74 и 95 сонатная форма подвергается значительным реформам. Эти два квартета — непревзойденные образцы камерной литературы. Наконец последние пять квартетов написаны между 1823 и 1826 годами, в период глухоты композитора. Его внутренний слух ищет в тембрах новых комбинаций. В них поразительно мастерство камерной инструментовки и глубина чувства.
Что касается исполнения всего цикла, то, как и надо было ожидать, оно отличалось идеальной спаянностью и слитностью камерного ансамбля.
Б—Б.