Пресса
«Вечерняя газета»
О концерте 1 декабря 1925 в БЗФСимфонический концерт под управлением О. Клемперера
Снова Клемперер. Снова внимание «интересующихся музыкой» ленинградцев на время соединяется вокруг одного центра. Снова аншлаги у кассы Филармонии, давка и толкотня в день концертов и усиленные наряды милиции. Снова небывалый внешний успех, толки, пересуды и неслыханные отчеты в печати.
В чем же дело?
Имеем-ли мы в лице Клемперера дирижера-гения, призванного открыть миру неведомые горизонты? Народился-ли новый Никиш нашей эпохи? Или, быть может, никакие сравнения здесь даже неуместны? Ведом-ли ему секрет какого-то особого обаяния, дана-ли особая власть внушения, подчинения своей воле? Или надо искать об‘яснения в чем-то ином?
Ответить сейчас, когда не отстоялось непосредственное впечатление, когда Клемперер еще — «сегодняшний день», когда разгорелись страсти и нет возможности отойти, взглянуть со стороны, оценить об‘ективно, — вряд-ли возможно или своевременно. Поэтому обратимся к отдельным моментам, в частности к первому в этот приезд выступлению гастролирующего дирижера.
Это первое выступление было новым утверждением Отто Клемперера в звании любимца ленинградской публики. Исполнение обеих симфоний (пасторальной и седьмой) Бетховена сопровождалось шумными овациями.
Особенно яркий успех выпал на долю «Седьмой», которая действительно удалась О. Клемпереру более, нежели «Пасторальная». (Удивил только замедленый темп, превративший allegretto в почти andante). Мастерски проведен финал.
«Пасторальная» в исполнении Клемперера утратила в значительней степени именно свою «пасторальность» (понимая под этим ее несколько наивную прозрачность и простоту), — особенно в первой и последней части. Во второй части, прозвучавшей очень красиво, нельзя не отметить заключительных «птичек» и два чудесных эпизода с фаготом. Всеобщие восторги вызвала, разумеется, «буря».
Касаясь исполнения в целом, отмечаем попрежнему присущее Клемпереру умение заставить звучать всю оркестровую массу до последнего инструмента и его легчайшее пианиссимо.
Успех, как уже было сказано, выходящий далеко за пределы обычного.
Д. М.