Пресса
«Ленинградская правда»
О концерте 1 декабря 1925 в БЗФКлемперер
(Первый концерт в Ак. Филармонии)
Выступление О. Клемперера — это больше чем концерт в обычном значении этого слова. Это — музыкальный праздник и, следовательно, событие большого общественного значения.
Своим исполнением О. Клемперер не только доставляет художественное наслаждение. Он захватывает своих слушателей, заставляет их активно участвовать в процессе воспроизведения исполняемых вещей, переживать с ним вместе каждый такт исполняемой музыки.
Слушая его, постигаешь всю глубину воздействия и могучую жизненную силу искусства звуков, убеждаешься в великой социальной функции музыки: обобществлять слушателей, об’единять их в единый коллектив, пронизывая их чувствами и желаниями ее творца.
Глубокое проникновение в замыслы автора, огромный темперамент, яркая выразительность его динамически насыщенного исполнения, ритмическая выдержанность и сила, огромное дирижерское мастерство и богатство жеста — вот черты, характеризующие О. Клемперера, как дирижера.
Если прибавить сюда его высокую культурность, как музыканта, перед нами вырисовывается облик исключительного мастера и великого артиста.
Исполненные им в первом концерте симфонии Бетховена — шестая и седьмая — дали ему возможность развернуть свое дарование в полном об’еме.
О. Клемперер истолковывает шестую симфонию, как подслушанную автором «музыку природы», утверждая своим исполнением, что ее «пасторальный» («пастушеский») характер заключается не столько в изображении сельской жизни, сколько в непосредственности передачи автором своих чувств.
Вопреки обычному «программному» ее пониманию, он наделяет ее не изобразительной, но выразительной силой.
Совершенно исключительным было исполнение седьмой симфонии, гениального воплощения танцевального начала в симфонической музыке.
Здесь ярко выступила одна из особенностей дарования О. Клемперера: волевое начало, неудержимый поток железной творческой воли, подчиняющий себе музыку, исполнителей и слушателей, заставляющий забывать столетие, отделяющее нас от момента создания гениальной музыки.
В обеих симфониях поразило бережное, любовное отношение к мельчайшим оттенкам и деталям партитуры и поразительное мастерство в распределении звучности по оркестровым группам.
Ю. Вайнкоп