Пресса
«Вечерняя газета»
О концерте 13 января 1926 в БЗФОскар Фрид
(Первое выступление в Ак-Филармонии)
Когда-то Оскар Фрид явился первой ласточкой, прорвавшей круг враждебности к нам артистического мира Западной Европы, первым после войны дирижером иностранцем, которого Ленинград приветствовал на эстраде Филармонии. И до сих пор у ленинградской публики осталось к нему какое-то особое, дружеское отношение.
Но, разумеется, не в одних этих внешних обстоятельствах об’яснение симпатий к гостю-дирижеру, — в нем ценят солидного, культурного музыканта, который всегда знает, что делает, который может заблуждаться (как, напр., вчера в отношении симфонии Скрябина), но над которым не властны случайности.
Оскар Фрид не призван изумлять или, как выражаются теперь по адресу Клемперера, «потрясать» аудиторию; больше того, он позволяет иногда настроению зала снизиться почти до безразличия к исполняемому (как было с третьей частью симфонии Берлиоза на отчетном концерте), но происходит это, главным образом, от нежелания воспользоваться каким-нибудь внешним эффектом. Он прост и корректен.
Программу первого концерта Фрид посвятил Берлиозу и Скрябину, — сопоставление интересное и знаменательное. Надуманный, склонный к искусственным эффектам, изобретательный Берлиоз рельефно оттенил чистую музыку всегда эмоционального Скрябина.
К сожалению, особенности дирижерского мастерства и дарования О. Фрида выдвинули на первый план не «Божественную поэму», как можно было ожидать, а симфонию Берлиоза. Именно в ней дирижер дал максимум темперамента и нашел и нужную звучность и достаточно яркие краски. Лучшее же творение Скрябина так и осталось в целом не раскрытым, несмотря на отдельные удачные моменты.
Концерт прошел под знаком большого успеха.
Д. М.