Пресса
«Новая Вечерняя газета»
О концерте 13 января 1926 в БЗФОскар Фрид
(Б. зал Филармонии)
О. Фрид — имя не новое для ленинградцев.
Он был первым дирижером, нарушившим культурную блокаду Сов. Республики и четыре года тому назад мы приветствовали в его лице не только дирижера, но и представителя той высокоразвитой германской музыкальной культуры, от которой были десятилетие отрезаны.
Теперь настало время для оценки его, как дирижера по преимуществу.
О. Фрид — дирижер культурный, музыкант с большим дарованием и ярким темпераментом. Он хорошо владеет динамикой оркестра и показал высокую дирижерскую технику. Словом, это первоклассный дирижер и Ак. Филармония хорошо сделала, что остановила на нем свой выбор, в поисках замены для отказавшегося приехать Клейбера, тем более, что в программу своих концертов Фрид включил несколько новых произведений: заслуга, которой, увы, мало кто из гастролеров-дирижеров до сих пор мог похвастать.
Однако, первый концерт не во всем удовлетворил.
Общий недостаток — тусклая оркестровая звучность, вспыхивавшая только тогда, когда дирижер «ориентировался» на медные и ударные инструменты.
В «Фантастической симфонии» Берлиоза, Фриду хорошо удались две последние части и, относительно, — вторая, где он слишком «цыганил».
Скрябин прозвучал несколько вяло, схематично, несмотря на подчеркнутые вспышки в местах под’ема (проведение тепы медными духовыми). Потерялась грань между настроениями трех частей «Поэмы». Музыка казалась слишком «оплотневшей», утерявшей необходимую «полетность» (термин самого Скрябина) и напряженность развития в «тристановских» эпизодах.
Дирижеру, повидимому, ближе музыка героического характера, что заставляет ожидать следующих концертов, посвященных, главным образом, музыке Рих. Штрауса.
Ю. В.