Пресса
«Новая Вечерняя газета»
О концерте 24 февраля 1926 в БЗФАкфилармония
В Акфилармонии друг за другом идут интересные концерты. Сдвиг ли это идеологического порядка или временное снисхождение от кассы к музыке, покажет ближайшее время. Пока же эти ценные концерты решительно опровергают кому-то выгодный слух, что будто бы дирижеры не желают ни учить, ни исполнять ничего нового. Русские здешние дирижеры, по крайней мере, в этом мало повинны. Дранишников же всегда упорно старается приложить все усилия к тому, чтобы провести интересные программы. Так было и в последнем концерте под его управлением, где шли сплошь новые вещи разных планов и разного содержания, но все любопытные. Даже первую часть наиболее монументального произведения из эпохи импрессионизма — «Орфей» Роже-Дюкаса можно считать за новость, как не исполнявшуюся очень давно, красивую по звучности, пластичную и «широкоохватную» картинную композицию. Полный контраст грезам об античности французского звукописца — новинка современного германского композитора Эрнста Тоха: «Китайская симфония» для камерного оркестра — очень рационально организованная музыка, но не лишенная изысканности, благодаря стильному рисунку голоса, флейты и кларнетов, при интересной трактовке ритмо-тембров ударных инструментов («тоновой», а не шумовой принцип). Это не симфония в привычном ее значении; но стройность и развитость мелодической линии вносят в нее симфоническое начало через динамику мелоса. Восхитительно звучит эпизод с челестой, словно перезвон фарфоровых колокольчиков или бой нежных курантов: неизменный по составу фон тем не менее меняет свою окраску от соприкосновения с тембрами других инструментов. Еще новинка: динамически сочный и изобретательно построенный «симфонический этюд» для фортепиано с оркестром Дранишникова, с исключительно любопытной и свежей трактовкой (в новом не «прометеевском» плане) сочетания фортепианной и оркестровой звучности. Можно только пожалеть, что Дранишников сочиняет мало и редко. Партию фортепьяно в «этюде» исполнил один из лучших наших пианистов, темпераментно и со вкусом воспроизводящий современную музыку, А. Д. Каменский. В заключение концерта был дважды сыгран остроумнейший и виртуозно преломленный в необычном по составу инструментальном ансамбле (с цимбалами) танец «Рэг-Тайм» Стравинского (исполнялся также в первый раз).
Остается отметить два досадных обстоятельства: не очень-то чистое тщательное «проигрывание» новых сочинений (это было и с «Pacific 231» Онеггера) и холодное пренебрежение со стороны публики к концертам, в которых не выступают гастрольные заграничные знаменитости.
Игорь Глебов