Пресса
«Вечерняя Красная газета»
О концерте 31 марта 1926 в БЗФВ Филармонии
Исполнением второй симфонии Малера дирижер Штидри одержал решительную художественную победу. Он провел это громадное насыщенное неудержимым эмоциональным порывом (я бы даже сказал, — душно-эмоциональным) произведение с воодушевлением и под’емом, вызвавшим единодушное одобрение всей публики. Пожалуй, что ни в одной из проведенной Штидри программ не ощущалось в такой степени волевое начало самого дирижера, как в данном случае: романтическим, глубоко-музыкальным толкованием он захватил и убедил даже тех, кому чуждо симфоническое творчество Малера, творчество, в котором стихийный поток пламенного, искреннего чувства отображается порой в обыденнейших оборотах и в отпугивающих своим непосредственным «многоглаголанием» излияниях. Штидри сумел вскрыть все ценное и лучшее в страницах симфонии, с любовью фразировал каждую строчку, каждое выразительное соотношение звучаний. И при всем том он ни на момент не упускал из виду основной идеи произведения, основных контрастов, ее подчеркивающих, и основных об’единяющих линий.
Из нервных, судорожно-порывистых и полных неожиданности «высказываний» мятущейся души Малера выросла монументальная, убедительно сконструированная композиция: вот в чем сказалось исполнительское мастерство Штидри. А в теплых, задушевно-лирических тонах звучания, преобладавших, в общем, над сурово-страстными эмоциями, проявляла себя его мягкая, умеряющая резкости и укрощающая неистовые вспышки малеровского темперамента натура. Главная же ценность исполнения Штидри, все-таки, в том, что он ни на момент не понизил взятого с первых же тактов симфонии напряженного тона исполнения, и тем самым заставил слушателей, даже несмотря на перерыв после 1-й части, воспринять все произведение, как органически-развитое целое.
Этот концерт — последнее в текущем сезоне выступление Штидри, проведшего очень трудные и ответственные программы, включившего в них интересные возобновления и еще более интересные новинки.
Оркестр Акфилармонии и хор Аккапеллы выказали себя в симфонии Малера с наилучшей стороны. Это — сильные художественные коллективы, стойкая работа которых дает права верить и в дальнейшее процветание нашей концертной культуры.
Игорь Глебов