Пресса

1926

«Рабочий и театр»‎ № 13

Сеговия о гитаре

Гитара в фаворе

Гитара была в продолжение многих веков заключена в какой-то заколдованный круг, из которого я сейчас пытаюсь ее изъять. Не было композиторов, которые писали бы музыку для этого инструмента, потому что отсутствовали виртуозы-гитаристы; а виртуозов не было из-за отсутствия композиторов. Гитара была обречена в жертву любителям. За исключением Сора и Джульяни, живших в начале XVIII столетия, и Таррега, умершего 18 лет тому назад, все, игравшие и писавшие для гитары, были жалкими посредственностями. Потому классические и современные композиторы относились к гитаре с презрением.

Если можно так выразиться, гитары «спали» в объятиях испанского народа, избравшего ее для воспевания своих любовных порывов. Но судьба ее была более значительна, более возвышенна. Ибо мягкость и нежность звука, богатейшие полифонические средства, тончайшее разнообразие ее тембров делают из нее оркестр, как бы разглядываемый с обратной стороны в бинокль, и ставят ее в первый ряд инструментов-соло.

Происхождение гитары — арабское. У меня нет ни времени, ни места описывать ее историю. В XVIII веке она обогатилась литературой для лютни, которая является ее знаменитой сестрой. Потом она предается забвению, вследствие появления клавесина, все более и более приближающегося к фортепиано. Перестают писать даже для лютни. В конце XVIII столетия в обществе снова появляется интерес к гитаре, и тогда появляются Сор и Джульяни. Быть может, благодаря этим виртуозам, возрождается музыка для гитары. Брат Крейцера пишет несколько трио для флейты, альта и гитары, Боккерини — несколько замечательных квартетов, Вебер — тему с вариациями для гитары и ф.-п. и несколько романсов с сопровождением гитары, Шуберт — квартет и большое количество песен, Паганини, очарованный красотой этого восхитительного инструмента, посвящает ему три года, после которых он восхищает своей техникой гитариста-профессионала Джульяни и композитора Берлиоза.

Я отмечаю произведения только композиторов-не-гитаристов, ибо, за исключением Г. Сора и Джульяни, а позднее — Торроба, все сочинители для гитары, как я уже сказал, незначительны и банальны. В настоящее время, благодаря моим усилиям, гитара опять находится в фаворе. Наиболее крупные современные музыканты посвящают ей часть своего таланта. Я бы также хотел возбудить симпатию в русских композиторах к этому прекрасному инструменту, великолепному передатчику выразительных народных песен.

Меня спрашивали, почему я играю на 6, а не на 7 струнах. Можно спрашивать, почему виртуозы на скрипке и на виолончели играют не на 5, а на 4 струнах. Все возможности игры на гитаре заключены в 6 струнах: лишняя струна, усиливающая бас, нарушает равновесие традиционного объема гитары и не придает никакой легкости. Впрочем, прибавление струн всегда производилось дилетантами, которым следовало бы серьезнее работать над техникой инструмента и не довольствоваться треньканьем нескольких банальных мотивов. Я бы им посоветовал прибавить палец на руке, чем струну к гитаре.

Моя статья слишком длинна, хотя я не сказал и сотой части того, что хотел бы. Но я не могу расстаться, не закончив благодарностью от всего сердца публике за, поистине, трогательный прием, который она мне оказала.

Андрэ Сеговия



Другие материалы

1926

«Рабочий и театр»‎ № 16

О концерте 31 марта 1926 в БЗФ
Апрель 1926

«‎Жизнь искусства»‎ № 17-18

О концертах 1, 2 и 7 апреля 1926 в МЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»