Пресса
«Жизнь искусства» № 16
О концерте 13 апреля 1926 в БЗФФеликс Вейнгартнер
Ряд иностранных дирижеров, гастролировавших в истекающем концертном сезоне, пополнился еще одним именем, в противоположность почти всем гастролерам нашего сезона, на этот раз — именем значительной давности и огромного давно признанного авторитета.
Феликс Вейнгартнер — один из «могучей кучки» немецких дирижеров довоенных лет, имя которого ставилось неизменно на ряду с Никишем, Мотлем, Шухом. Но и среди них, — первых в классической стране дирижеров, — Вейнгартнер пользовался преимущественно репутацией активного музыкального деятеля и просвещеннейшего музыканта, известного в качестве автора многих, ставших популярными, литературных трудов.
Фигура Вейнгартнера и по сейчас, — может быть, особенно сейчас, — поражает своею непоколебимостью, преданностью строгим устоям классического искусства. Все в его искусстве, начиная с жеста, скупого, короткого, жеста энергического, сухо маркирующего «сильное время», словно механически и порою бездушно отсчитывающего метр, — все проникнуто огромной верою в непреходящую жизненность классически—прямолинейной формы, углублено мудрой осознанностью архитектонических пропорций и осложнено необычайной тонкостью динамического плана исполнения. Впечатление — огромное, исключительное по внутреннему воздействию, тем более ценное, что оно явилось словно реакцией на отраву свободным «романтизмом», к которому с легкой руки Отто Клемперера приучили нас дирижеры германской современности.
В программе первого вечера стояли два капитальных произведения: пятая Бетховена и фантастическая симфония Берлиоза, переданная своеобразно, с тонким замыслом и большим внутренним запалом. Успех — совершенно единодушный и внушительный по внешней картине приветствий.
ES.