Пресса
«Жизнь искусства» № 44
О концертах 13 и 16 октября 1926 в БЗФФилармония
Последние два концерта Филармонии явились по существу выставкой новинок западно-европейского творчества. В противоположность «коротко-метражным» симфониям Мийо, демонстрировавшиеся произведения характерны своей фундаментальностью.
Первое из них — пятичастный концерт для оркестра молодого австрийского композитора Кшенека — подавляет своей тягучестью и вялостью; за исключением остроумного по тематике и оркестровой звучности allegretto, пьеса в целом надумана и нарочито фальшива. Безотрадное впечатление усугубляют интерлюдии медленных частей (трио: скрипка, альт, виолончель).
Фортепианный концерт Тоха — композиция иного склада: ее звуковая сочность, подвижность, а местами и настоящий драматизм, приковывают внимание к этой музыке. Правда, самый материал концерта крайне посредственный, но мастерское сплетение рояля с оркестром, изобретательность в развитии мелодии и богатство ритмики (Adagio и Rondo) искупают недостаточный вкус композитора.
Уже знакомые по прошлому сезону «Pacific» Оннегера и скифская сюита «Ала и Лолий» Прокофьева предстали на этот раз в нестройном и малоубедительном исполнении.
Если в передаче новинок трудно было точно разграничить промахи дирижера от промахов оркестра, то в известных уже пьесах стало очевидным, что большая часть ответственности за них падает на дирижера В. А. Дранишникова. Несомненно, что и выступление пианиста Эрдмана, прекрасно сыгравшего концерт Тоха, могло бы стать значительно более интересным в окружении иной оркестровой подачи.
Обратное впечатление произвело выступление Н. А. Малько (в следующем концерте), дирижерское дарование которого и тонкий художественный вкус придали всему исполнению исключительную ценность. Редкая организованность оркестра, до мелочей уточненная и экспрессивная передача отменной по качеству программы ярко запечатлелись. С особенной легкостью и удовлетворением воспринялась «Классическая симфония» Прокофьева (написанная в 1916-17 г.), произведение стилизованное, но чрезвычайно сильное по своей жизнерадостности и ритмической актуальности. Ф.-п. концерт Кшенека несомненно удачнее его «Concerto» для оркестра. Менее яркий по индивидуальности, несколько разностильный (здесь сказались разнообразные влияния, в том числе и отголоски Шуберта), он, тем не менее, впечатляет благодаря широкому использованию средств рояля и щедрости тематизма.
Исполнение концерта М. В. Юдиной оказалось высоко художественным, как по интерпретации, так и по виртуозности. Остальную часть программы составили изящная «Летняя пастораль» Онеггера (в стиле Дебюсси) для специального состава инструментов и симфоническая поэма Стравинского «Соловей», написанная по материалам его оперы того же названия. «Соловей» — произведение специфически театральное и в концерте кажется отрывочным и бессвязным. Секрет его прелести — в гениально подобранных оркестровых тембрах, отливающих с поразительной находчивостью всеми цветами звуковой палитры.
В. Музалевский