Пресса

Январь 1927

«‎Жизнь искусства»‎ № 3

О концертах 5 и 8 января 1927 в БЗФ

Б. Вальтер

Бруно Вальтер явился к нам с репутацией первого дирижера в Европе. Это обстоятельство предопределило повышенный интерес к именитому германскому музыканту, подогревшему этот интерес еще и выступлением в первом своем концерте с программой из Чайковского. Искреннее уважение к выдающемуся дарованию берлинского маэстро, целиком в конечном итоге оправдавшего свое реномэ первоклассного дирижера, заставляет, однако, сказать, что исполнение Патетической симфонии оставило довольно широкое поле для различных оценок выступления Бруно Вальтера. Зато исполнение «Франчески» ярко показало огромный диапазон исполнительских возможностей дирижера, а второй концерт, с исполнением «Дон-Жуана» Штрауса, Серенады Моцарта и 4-й симфонии Малера, еще нагляднее и существеннее дополнил характеристику дирижера, в лице которого Ленинград действительно встречается с примечательным явлением дирижерского искусства.

Бруно Вальтер — один из тех артистов-одиночек, чье искусство требует нарочито пристального и настороженного к себе отношения. Его техника и манера отнюдь не поражают с внешней стороны; ни одно из его исполнительских качеств не бьет через край преувеличенной экспрессией с размахом. Наоборот, вся его художественная физиономия слагается из замечательного равновесия всех моментов исполнительства. Его исполнительский облик — продукт гармонического соединения строгой выдержки замысла с необычайной теплотой и искренностью чувства, влагаемого им в передачу исполняемого.

Художник глубокой интуиции личного порядка и большой музыкальной культуры в плане «общественного» овладения данными дирижерского искусства запада, Бруно Вальтер, однако, неровен. И это качество, пожалуй, и делает его исключительно чутким на многообразную гамму эмоционального отношения к исполняемой музыке. Дирижер, очевидно, способен ярко пережить чувство, мысль, волнение композитора. Он — дирижер-поэт и энтузиаст, отмеченный печатью своеобразной и необыкновенно привлекательной, мягкой индивидуальности. Не занимаясь никаким дирижерским «шулерством», дирижер, с техникой словно незаметной для поверхностного глава стороннего наблюдателя за механизмом дирижирования, — Бруно Вальтер бросает в аудиторию целыми пригоршнями огромные художественные ценности. Свобода, уверенность, замечательная ширина и глубина художественной концепции производят в общем впечатление органически целостное и незабываемое.

Его программы содержательны. Правда, творчество Малера чуждо русскому слушателю: для нас оно — непреодолимый набор цитат из целого ряда трудно умещающихся в столь тесном соседстве композиторов всех времен и народов.

Исполнение обеих программ было исправное, хотя техника дирижерского искусства Бруно Вальтера, предоставляющая художественную самодеятельность оркестру, казалось бы, и требовало более методичной проработки всего исполненного.

Н. Стрельников



Другие материалы

1 января 1927

«‎Смена»‎

«‎Организованное безобразие»‎
10 января 1927

«‎Жизнь искусства»‎

Госакфилармония

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»