Пресса

Январь 1927

«‎Жизнь искусства»‎ № 4

О концерте 12 января 1927 в БЗФ

Бруно Вальтер

В ряду прослушанных нами в Ленинграде крупных европейских дирижеров Бруно Вальтер занимает особое место. У него отсутствуют те импонирующие на первый взгляд особенности дирижирования, которыми быстро покоряли аудиторию его предшественники по гастролям в Госакфилармонии. Вальтера труднее понять и оценить. К нему близко подойти не так-то просто. Но стоит лишь проникнуть за черту холодка, которым отдает сначала от этой крупной художественной индивидуальности, как вас согреет огонь подлинного, глубокого искусства. Вальтер прежде всего – огромный музыкант-мыслитель. Мельчание материала, подчеркивание отдельных моментов с целью наиболее выгодного самовыявления – не в его натуре. На первом плане у него – забота о целостности исполняемой музыки, об исчерпывающем освещении авторского облика. Лишь в нужный момент в нем проявляется властный художник-дирижер для заключительного наложения красок и светотени. Я здесь-то вот Вальтера-музыканта сменяет Вальтер виртуоз-дирижер, заставляющий с волнением ощутить силу его мастерства. В самом деле, никогда еще мы не наблюдали такой бесподобной оркестровой педализации, очищающей звучность оркестра в целом и в его отдельных группах. Стоит вспомнить на редкость яркое и точное звучание контрабасов и валторн в веберовской «Эврианте», давно уже вошедшей в легкий «садовый» репертуар, но возведенной дирижером и настоящий шедевр искусства. Или – особый колорит деревянных инструментов у Брамса. В оркестре Вальтера на редкость выдержанное дыхание. Ни единого шумового призвука, так часто неизбежных у флейт и кларнетов.

С поражающей монументальностью была возведена Вальтером 1-я симфония Брамса, драматизм которой передан без всякой позы и внешней жестикуляции.

Моцарта дирижер исполняет по-своему – просто и, наперекор условной стилизации, граничащей с мишурностью, по современному звучно. Любителям детализованных «штришков» такая передача может показаться тяжелой. Но насколько вдумчивей и ближе нам с-dur'ная симфония в таком истолковании!

В. Музалевский



Другие материалы

10 января 1927

«‎Жизнь искусства»‎

Госакфилармония
Январь 1927

«‎Жизнь искусства»‎ № 3

О концертах 5 и 8 января 1927 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»