Пресса
«Красная газета» (вечерний выпуск)
Анкетный опрос слушателейКакими сочинениями интересуетесь?..
Филармония провела среди слушателей анкету, в которой запрашивала об оценке исполненного в прошлом сезоне и о репертуаре и исполнительских силах, которые в этом году желательно было бы видеть на афише. В центре внимания анкеты стояло два вопроса: «Какими сочинениями интересуетесь?» и «Каких дирижеров и солистов хотели бы слушать?»
Богатейший материал анкет сейчас систематизирован и дает интересные выводы.
В общем, аудитория еще переживает период увлечения давно популяризировавшимся творчеством. В конечном счете наиболее излюбленными пьесами оказались 6 и 4 симфонии Чайковского, фрагменты из «Тристана» Вагнера, «Поэма экстаза» Скрябина. (Попутно интересно отметить, что московский Большой театр при продаже абонементов на предстоящий сезон также провел анкету и что наибольшее число голосов получили «Пиковая дама» и «Лоэнгрин»). За исключением Стравинского и Прокофьева, остальные современные композиторы получили минимальное количество положительных отзывов. Преобладают отрицательные отзывы и по адресу группы молодых москвичей, которые довольно широко демонстрировались Филармонией прошлой зимой.
Из области новой европейской музыки очевидные симпатии вызывает, кажется, только «Пасифик» Онеггера, импонирующий, по-видимому, необычайностью самого задания.
В отношении выбора солистов, результат анкеты свидетельствует о нарождении кадров новых слушателей, для которых обаяние прежних имен уже не играет роли. Это можно заключить хотя бы из того, что Иосиф Гофман оказался менее желательным гастролером, чем Шнабель и Петри, Горовиц получил больше голосов, чем Рахманинов, а Годовский меньше, чем многие ленинградские пианисты!.. Из дирижеров на первом месте Отто Клемперер и Ганс Кнаппертсбуш. На Фуртвенглера, Менгельберга, Кусевицкого и еще ряд знаменитостей спрос несравненно меньше, и даже покойный Никиш получил всего только один голос (!).
Что же касается желаемых в этом сезоне программ, то пределом чаяний в русской музыке остается... Чайковский, а в иностранной — Бетховен.
Эти данные, ценные и любопытные, не должны стать аргументом для демагогии и принижения роли пропагандиста и новатора, взятой на себя Филармонией: игра на этих анкетах, как на серьезно определяющем явлении, была бы слишком безответственной. Пропаганда современного звуко-мышления продолжает оставаться прямой, насущнейшей задачей нашей Филармонии.
В. М.