Пресса
«Красная газета» (вечерний выпуск)
О концерте 6 ноября 1927 в БЗФВ Филармонии
Содержанием праздничного концерта Филармонии, посвященного 10-летию Октября, явились три новых произведения современных композиторов: М. Гнесина (Москва), Д. Шостаковича и В. Дешевова (Ленинград), впервые отозвавшихся на животрепещущие темы нашей эпохи в крупной симфонической форме.
Выражение революционных настроений-идей средствами отвлеченной музыки — дело не легкое, еще совсем недавно казавшееся неосуществимым, таким образом появление на свет Октябрьских музыкальных новинок, повествующих о пережитом десятилетии не только программно-изобразительным путем, но, что гораздо существеннее, оправдывающих себя со стороны художественно-идеологической, как бы решает проблему революционной симфонии. Исполненные сочинения, правда, не в одинаковой мере исчерпывают свою задачу. Менее всего с ней справился Гнесин в его «Симфоническом монументе» — произведении, по своему замыслу охватывающем период 1905 — 1917 гг. При всем уважения к таланту и большому мастерству автора этой пьесы, надо, однако, сознаться, что, за исключением весьма значительного начала «монумента», где глубоко прочувствован и соответствующе передан характер эпохи младенчества русской революции 1905 г. с ее бодрствующими темными силами реакции и глухим народным ропотом и под’емного, отлично звучащего заключительного хора, — в остальном новое произведение принесло разочарование. Виной тому расплывчатость, общая статичность его фактуры.
Симфонические посвящение «Октябрю» — Шостаковича, наоборот, сплошь проникнуто пафосом до жути метко схваченного восстания масс. Органическая планировка по существу вольной формы пьесы, ее дерзостный музыкальный язык и удачный выбор хорового текста на слова поэта Безыменского, заставляют признать это «посвящение» талантливым отображением и, видимо, хорошо чувствуемой молодым композитором современности. То же можно сказать о сюите из балета «Красный вихрь» Дешевова. Здесь лишь иные средства. Октябрь у последнего композитора подан широкими декоративно-театральными мазками на основе коротких эпизодов. Из лоскутного материала уличных песен вырастает слаженный музыкальный организм, вскрывающий отдельные яркие моменты революционной стихии. Колоритная оркестровка сюиты дирижером А. Гауком смягчает ее некоторую тематическую развязность.
В. Музалевский