Пресса
«Красная газета» (вечерний выпуск)
О концерте 3 января 1928 в БЗФГосакфилармония
Э. Фойерман и А. Шнабель
Выступления больших виртуозов-художников в ансамбле сплошь и рядом не могут дать истинного представления о дарованиях концертантов. Нередко скромный по своим средствам исполнитель в качестве ансамблиста оказывается выше иной знаменитости и, наоборот, выдающийся мастер, выступающий в той же роли, нередко уступает средняку. Сонатный вечер Фойермана и Шнабеля до известной степени подтвердил это положение. Передача артистов носила такой характер, как будто каждый из них рассматривал свое участие в совместной игре, как сольное выступление. Надо полагать, что отсутствие спаянности в интерпретации было в значительной мере обусловлено также спешной срепетовкой, в результате чего интересное сочетание крупных артистических имен в конце концов казалось случайным. Но все же выдающееся мастерство обоих исполнителей само по себе — фактор настолько действенный, что он не мог не обусловить появление ряда волнующих моментов. Так, несмотря на неуравновешенность ансамбля, сказавшегося главным образом в форсировании ф.-п. партии, глубоко впечатляюще прозвучали adagio и allegro fugato D-dur’ной сонаты Бетховена, увлекательно, в вихревых темпах передана A-dur’ная соната того же композитора, с максимальной под‘емностью сыграна соната Брамса.
Что касается Э. Фойермана, соединяющего в своем искусстве свойства крупного художника и виртуоза, то выступление его заставляет еще раз посетовать на минимальное внимание, уделяемое нашей концертной эстрадой культуре игры на виолончели.
В. Музалевский