Пресса
«Красная газета» (утренний выпуск)
О концерте 17 января 1933 в БЗФ (есть шарж Луальди и Казавекки в этой же газете)Повторение пройденного
Гастроли итальянского дирижера Луальди в Филармонии
Многообразие европейских национальных музыкальных культур, если не считать немецкой и частично французской музыки, до настоящего времени мало известно нашим широким слушательским кругам. Однако не следует забывать о музыкальной культуре и других стран, тем более, что она в иных из них «самоопределилась» чрезвычайно отчетливо и ярко. В первую очередь это можно сказать о скандинавской и итальянской школах. Последняя особенно обойдена концертной симфонической практикой (условное понятие «итальянщины» в музыке пошло от оперы).
В силу всего этого большой интерес должен был вызвать организованный ленинградской Филармонией концерт под управлением ИТАЛЬЯНСКОГО ДИРИЖЕРА АДРИАНО ЛУАЛЬДИ из произведений современных итальянских композиторов (в том числе и самого гастролера). Этого интереса не оправдал качественный подбор программы, не содержавшей ни одного произведения передовых итальянских музыкантов (Казелла, Риети, Малипьеро), и бледный исполнительской облик дирижера.
Все слагаемые программы носили на себе общую печать безыдейности и бескрасочности. Композиторы СИНИГАЛЬЯ, РЕСПИГИ, де-САБАТА, ЛУАЛЬДИ, произведения которых исполнялись в концерте 26 января, находятся под сильным влиянием импрессионизма, но это — уже и не импрессионизм, а какая-то слабая его тень, помутневший, стершийся оттиск.
Наиболее яркое впечатление оставила «СИЦИЛИЙСКАЯ ВЕЧЕРНЯ» ВЕРДИ, написанная по-оперному широкими эмоциональными мазками, с подлинным творческим размахом и чувством и с глубоким знанием оркестра.
Но стоило ли подбирать и демонстрировать произведения четырех современных композиторов, чтобы в заключение без всякого исполнительского нажима легко превзойти всех их одним, и притом далеко не лучшим, произведением Верди?
И почему в то же время совершенно обойдена молчанием вся передовая часть современной итальянской музыки?
В. Богданов-Березовский