Пресса
«Красная газета»
О советских исполнителях и композиторах в афише БЗФМолодые мастера молодой музыки
Аршинными буквами напечатанное имя гастролера и после него в скобках: «Париж», «Берлин», «Вена» — одно время было у нас синонимом «высокой марки» концертирующего музыканта.
Концертный сезон этого года в Филармонии осуществляется преимущественно силами советских исполнителей, советских молодежных кадров. Широкие слушательские массы получили возможность познакомиться с целым поколением новых талантливых дирижеров (не говоря уже об исполнителях), выросших и воспитавшихся в нашей стране за последние годы.
Недавно выступал молодой московский дирижер Мелик-Пашаев, завоевавший авторитет в Московском Большом театре ЦИКа Союза. Молодой дирижер И. Мусин, обнаружил выдающиеся технические данные, незаурядный художественный вкус, умение «вести» оркестр.
Недавно окончивший Ленинградскую консерваторию дирижер Микеладзе наиболее живо, убедительно и художественно истолковал симфоническую поэму «Дон Жуан» Рихарда Штрауса.
Впервые появившийся на эстраде Филармонии молодой дирижер Эльяшкевич проводил программу из произведений Римского-Корсакова.
В рядах молодых советских исполнителей, выступавших в Филармонии, выделился пианист И. Рензин, заметно углубивший свое мастерство за последнее время. Рензин сыграл второй концерт Рахманинова с большим блеском и необычными для него в прошлом теплотой и звучанием.
Выросший в крупную исполнительскую единицу П. Серебряков, вскоре после своего самостоятельного выступления сыгравший три концерта с оркестром в один вечер (Шопена, Чайковского и «Пляску смерти» Листа), выявил редкую для молодого исполнителя выдержку. За последнее десятилетие один только германский пианист Э. Петри отважился на подобный сложный опыт.
В этом году в концертах Филармонии широко использованы зарекомендованные советские мастера Оборин, Софроницкий, Юдина и др. и выступил ряд представителей талантливой молодежи, премированной на всесоюзном конкурсе исполнителей. Среди них отметим пианиста Хальфина, виолончелиста Феркельмана, пианистку Разумовскую, скрипача Фурера.
Одновременно с выдвижением советских исполнительских сил Филармонией уделяется большое внимание молодой советской музыке. Из новых произведений, прозвучавших за последнее время, определенный интерес представил песенно-симфонический цикл «Война» ленинградского композитора Л. Энтелиса (исполнители арт. Вельтер и оркестр Филармонии). Произведение это характеризует Энтелиса как композитора, ставящего перед собой глубокие творческие задачи и при этом обращающегося к сознанию слушателей на убедительном и доступном широкому пониманию музыкальном языке.
Еще более значительна новая капитальная «Дальневосточная симфония» московского композитора Книппера, исполненная в юбилейные дни Красной армии. Симфония эта, посвященная ОКДВА, в нескольких эпизодах яркими красками рисует роль Красной армии на страже границ нашего Союза. Особенно интересен эпизод отражения набега на советскую территорию китайско-белогвардейских банд. В симфонию введен большой красноармейский хор, исполняющий массовую песню в ее финале. Это произведение встретило самый живой отклик аудитории.
Мы имеем большой рост советской музыкальной культуры, который Филармония отразила в этом концертном сезоне.
В. Музалевский