Пресса

1 мая 1934

«‎За индустриализацию»‎

О воспитании слушателей и заводской самодеятельности

Слово предоставляется Бетховену…

Сталинцы — работники ленинградского металлического завода им. Сталина — очень жизнерадостны. И они очень любят музыку. Особенно — хорошую музыку больших мыслей и больших страстей.

Заместитель директора Филармонии профессор Оссовский не раз бывал на ЛМЗ во время обеденных перерывов. Обеденный перерыв — это целый час, это почти целое концертное отделение.

Ведь рабочие и, в частности, сталинцы — вот она, «настоящая подлинная аудитория» ... «Здесь понимают и чувствуют музыку — восприятие подлинно» — говорит германский дирижер Георг Себастьян. Поэтому и впечатление у него от встречи со сталинцами «незабываемое и потрясающее». Потому-то и для знаменитого английского дирижера Альберта Коутса утро концерта на ЛМЗ — «незабываемое утро одного из лучших дней моей жизни... Громадный симфонический оркестр Филармонии, окруженный cо всех сторон тысячами рабочих, слушающих внимательно и напряженно классические вещи («Эгмонт» Бетховена, «Тангейзер» Вагнера, «Аллегро» из шестой симфонии Чайковского)... Закаленные в работе, суровые, восторженные, довольные». И совершенно законен вывод старого мастера, заслуженного артиста республики, концертмейстера ленинградской Филармонии, скрипача Заветновского: «Выступая на заводах, я получаю больше удовлетворения, чем играя в концертных залах».

Но сталинцы не только хорошо слушают. Они — не пассивные потребители. Сталинцы сами хорошо играют и поют.

Мы застали сталинцев за «Онегиным». Несколько актов из него не раз демонстрировались сталинцами в клубах и в Доме культуры. И слушатели, отнюдь не делая скидки на «рабочее происхождение», всегда горячо встречают артистов. Талантливейший конструктор, пианист-импровизатор и певец инженер Червинский легко справился с трудной партией Онегина.

В активе сталинцев еще две сцены из «Русалки», одно действие из «Царской невесты», последний акт «Риголетто». В работе сегодня — «Фигаро» и «Садко».

Семьдесят пять человек — крепко и постоянно растущий актив певцов, скрипачей, пианистов, группирующихся у заводского радиоузла. Еще многочисленнее актив критикующих и учащихся. Ведь в радиоузле завода работала опытная, высококвалифицированная музыкантша Гофман. Она обучает десятки студентов. Она поражена способностям многих. В какой еще стране при заводах функционируют консерватории?

Но у ЛМЗ есть и пианистка — муз-рук Верховская, руководители оркестра «Рот-фронт», народных инструментов, духового.

Ha-днях пришел в радиоузел старый фрезеровщик Василий Николаевич Николаев, награжденный орденом Ленина, имеющий за плечами без малого полустолетний стаж, сэкономивший своими изобретениями десятки тысяч рублей. Он хочет петь! Он хочет учиться музыке!

Старый инструментальщик (десятилетия стажа) — эстонец Ребонэ. Все время он славился на ЛМЗ как человек, не сделавший ни одного грамма брака. Сейчас за ним утверждается вторая слава… виртуоза тромбониста и…настройщика роялей. Музрук ЛМЗ уверяет, что Ребонэ — с исключительно обостренным, абсолютным слухом. Он сейчас непременный участник всех концертных выступлений.

Мастер кузницы Рачков вдруг «об’явился» прекрасным баянистом.
Слесарь Цирюльников (экспериментальная мастерская) явился в радиоузел и предложил две программы для передач.

Первая программа — «народные песни в операх русских композиторов»: Глинка — увертюра из «Руслана и Людмилы», Верстовский — «Песня про щучку» (из оперы «Аскольдова могила»), Мусоргский — «Хор сенных девушек» («Хованщина»), Мусоргский — «Песня Варлаама», Римский-Корсаков — «Пляска скоморохов», «Третья песня Леля» («Снегурочка»), «Ой ты, темная дубравушка» («Садко»), «Гей-гей, затупились ли топоры» («Псковитянка»).

Вторая программа — «восточные темы в операх русских композиторов»: половецкие пляски («Князь Игорь»), индийская песня («Юдифь»), хор одалисок («Юдифь»), ария Ратмира («Руслан и Людмила»), кантилена Кончаковны («Князь Игорь»), пляска персиянок («Хованщина»), лезгинка («Демон»).

И оказалось, что несомненно одаренный и обладающий великолепным музыкальным вкусом и огромной эрудицией Цирюльников не знает нот! Весь свой огромный репертуарный багаж, вкус и знания он приобрел многолетним и систематическим слушанием музыки.

Культпоход в Филармонию на Чайковского («Четвертая симфония», Скрипичный концерт и т. д.) охватил 500 человек. В день концерта из произведений Берлиоза Филармония прислала Металлическому заводу 300 билетов. Они были распроданы за один час обеденного перерыва.

* * *
Металлический завод — не исключение, не уникум. Каждый завод Ленинграда дает десятки форм музыкального творчества масс.

Сосед Металлического завода — Механический завод — несомненно превосходит Металлический завод по глубине музыкальной культуры. На Механическом заводе работает филиал Выборгских музыкальных курсов. Там 60 студентов-рабочих. Преобладают певцы и пианисты. Курс обучения трехлетний.

В концертах радиоузла Механического завода участвует свыше 100 своих артистов. Тут и замечательный тенор Ивановский, высококвалифицированный токарь 7-го разряда, выдвинутый на должность пом. заведующего цехом. Тут и седая работница Табунщикова. Тут и шестидесятипятилетний маляр Харламов, неизменный участник заводского импровизированного «теа-джаза». Руководит «теа-джазом» ударник-маляр Проскуряков (12 лет производственного стажа). Это — талантливейший человек, универсалист: скрипач, мандолинист, балалаечник, импровизатор. Он учится на фортепианном отделении филиала музыкальных курсов.

Силами музыкального актива завода были поставлены десятки серьезных тематических концертов. Все они поражают строгим, тщательным, особо изысканным вкусом при выборе репертуара.

За одну из передач в эфир Механический завод премирован. И за какую передачу — «Итальянские мастера XVII — XIX веков»! Исполнялись произведения Мартини, Скарлатти, Доницетти, Фасоло, Лукантони, Масканьи, Верди, Паганини, Пуччини, участвовали солисты — певцы, скрипачи, виолончелисты, и ансамбли — трио, квартет, оркестр народных инструментов. Исполнители — начальники цехов, инженеры, мастера, рабочие.

Разумеется, и до революции была на заводах музыка. Так, старые рабочие ЛМЗ вспоминают регента Егорова, по прозвищу «Чайковский», токаря бомбочной мастерской. Хор Егорова, состоящий из рабочих завода, пел в Покровской церкви и в домовой церкви Елизаветинской общины. В праздник святого Николы милостиво разрешалось даже петь церковные песни (только церковные!) и на территории завода. Тяга рабочих к музыке загонялась в рамки религии…

А сегодня нельзя себе представить среднего рабочего металлического завода, не участвующего так или иначе в музыкальной жизни завода, не слыхавшего «Евгения Онегина» или «Кармен».

Музыка несомненно помогает строить турбину. Но не для того ли нужны турбины, чтобы, облегчив тяжелый физический труд человека, освободить ему больше досуга для музыки, для поэзии, для высокой интеллектуальной жизни?

А. Моисеев



Другие материалы

1 мая 1934

«Советский Об’ектив»‎

О концерте на оптико-механическом заводе 17 апреля 1934
1934

«Юный Пролетарий»‎ № 10

О концерте на оптико-механическом заводе 17 апреля 1934

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»