Пресса

23 июня 1935

«Коммунист»

Обзор весенних концертах 1935, БЗФ

Музыкальный Ленинград

Те два с половиной месяца, которые были мною проведены в Ленинграде (март, апрель и часть мая), оставили во мне чрезвычайно яркое впечатление.

Работая над своими новыми произведениями (для симфонического оркестра, струнного квартета и др.) и сталкиваясь в связи с этим с различными творческими и музыкально-исполнительскими организациями (ленинградский союз советских композиторов, ленинградский радиоцентр, филармония, консерватория, театр оперы и балета), я явился свидетелем того, как вообще чрезвычайно высокая музыкальная культура этого города в этом году достигла особой многогранности и богатства.

Ленинградская филармония в этом году работает под непосредственным руководством дирижера мировой величины Фрица Штидри. Под его управлением оркестр продолжает свой непрерывный рост, овладевая все новыми монументальными произведениями, как советских композиторов, так и композиторов прошлых эпох. Особенное впечатление оставило во мне исполнение третьей симфонии Бетховена, «Грозы» Щербачева, шестой симфонии Чайковского и, наконец, впервые прозвучавших в Ленинграде «Страстей» Баха (по Иоанну).

Исключительное по глубине и серьезности, чуждое всякой внешней аффектации и салонной галантности, было исполнение гастролером Артуром Шнабелем (фортепиано) Бетховенского и Моцартовского циклов.

Государственный Академический театр оперы и балета в своей творческой работе над музыкальным наследием показал одну из значительных опер XIX столетия «Гугеноты».

Большую работу ведет театр над преодолением дивертисментных «бессодержательных» традиций и норм балетных спектаклей и созданием таких балетов, где танец становится выразителем драматического действия и большого идейного содержания. Под этим углом зрения поставлены балеты Чайковского, а также два советских балета композитора Асафьева — «Пламя Парижа» (по музыкальным материалам французской революции 1789 г.) и «Бахчисарайский фонтан» (по Пушкину).

Малый оперный академический театр плодотворно продолжает свою работу над постановками опер советских композиторов. В этом году была исполнена опера молодого ленинградского композитора Желобинского «Именины» (на исторический сюжет) и готовится к постановке опера также ленинградского композитора Дзержинского «Тихий Дон» (по роману Шолохова).

Большой интерес вызвала талантливая, экспериментальная, хотя и не бесспорная, постановка народным артистом Мейерхольдом «Пиковой дамы» — Чайковского. Идя по пути максимального подчеркивания драматической стороны спектакля, ему удалось разбить налет салонного драматизма.

В ленинградской Государственной консерватории, в ознаменование юбилея Баха (250 лет со дня рождения) был организован силами профессоров и студентов цикл концертов, где часто в блестящем исполнении можно было услышать даже его малоизвестные произведения.

B ленинградском союзе композиторов регулярно собирались творческие комиссии для обсуждения новых произведений. Большой интерес представляли: новый струнный квартет проф. Рязанова, три части квартета Т. Тер-Мартиросова, двух-фортепианный концерт Дзержинского, лирические песни Майзеля, Соловьева.

Национальные дарования находят в Ленинграде подлинно братское, теплое отношение. С большим интересом относится общественность Ленинграда к каждому творческому проявлению национальных республик. И надо с удовлетворением отметить, что армянская ССР в этом году действительно показала себя с самой выгодной стороны как на втором всесоюзном музыкальном конкурсе, состоявшемся в Ленинграде, так и на гастрольных выступлениях. Заслуженная артистка Даниэлян своим большим разнообразным репертуаром, первоклассным голосом, богатой культурой и чувством стиля произвела черзвычайно большое впечатление, как на широкую музыкальную общественность Ленинграда (концерт в Доме культуры), так и на профессорский и студенческий состав ленинградской Госконсерватории, для которых она специально пела.

Государственный квартет Армении (им. Комитаса), как и виолончелист Айвазян, дали ряд концертов из произведений европейских и восточных композиторов. Отрадно отметить, что с каждым сезоном виден их значительный рост. В исполнении квартетов Чайковского, Шуберта и др. они достигли подлинного мастерства. По предложению ленинградского Радиокомитета ряд многих квартетов был разучен и исполнен перед микрофоном 3 мая.

Такой яркий творческий и исполнительский расцвет, целый ряд новых произведений, от монументальных симфоний до лирических песен, камерных жанров, новые исполнители, особенно из молодежи, и, наконец, особо серьезное творческое отношение к культурному наследию, являются непосредственными плодотворными результатами того доверия, которое проявила наша партия к советской художественной интеллигенции в своем историческом решении от 23 апреля 1932 года.

Ленинград, Н. Тигранян



Другие материалы

31 мая 1935

«Вечерняя Красная газета»

Фельетон на аннотации к концертам БЗФ
9 июня 1935

«Вечерняя Красная газета»

О выборе рояля для БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»