Пресса

12 января 1936

«Красная газета»

О массовой работе и выездных концертах

Филармония на заводах

Музыкой овладевают массы. Это было особенно ощутимо, когда симфонический оркестр, равного которому нет в нашей стране, заслуженный коллектив республики, оркестр Ленинградской филармонии приехал на завод им. Сталина и в полном составе, под управлением известного английского дирижера Альберта Коутса, играл в турбинном цехе пятую симфонию Бетховена.

Строители турбин в напряженном и глубоком внимании слушали героические звуки симфонии, и Альберт Коутс впоследствии говорил об этих минутах как о счастливейших в его жизни.

И все же это далеко не все, что надо. Такие выездные концерты возможны всего на двух-трех предприятиях. Задачи музыкальной пропаганды требуют постепенно, исподволь подводить неподготовленного слушателя к великим и сложным произведениям мировой музыкальной культуры, приучать его слушать, ценить и понимать музыку.

Филармонии нужны все более широкие кадры слушателей. А такие кадры сами не возникают: их надо готовить. И если до сих пор их не было, то это объясняется тем, что массовая работа Филармонии до последнего времени была слаба.

Вот почему нынешней зимой Филармония разработала программы лекций-концертов по двум циклам: западноевропейской и русской музыки. Квалифицированные лекторы и лучшие мастера-музыканты участвуют в этих концертах, которые происходят сейчас на ряде предприятий, таких, как «Светлана», завод им. Сталина, им. ОГПУ, им. Макса Гельца, «Электроаппарат», фабрика «Красное знамя», в домах культуры (Выборгском, им. 1-й пятилетки и предстоят — в Кировском) и в крупных вузах (индустриальном и оптико-механическом институтах).

В цехах и заводских клубах зазвучали Бетховен и Лист, Даргомыжский и Мусоргский. Квартеты и сонаты, арии и целые оперы в концертном исполнении («Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Алеко» Рахманинова) нашли себе нового слушателя, взволнованного и внимательного.

Есть композиторы, представление о которых не получишь на таком камерного типа концерте. Поэтому заводские слушатели концертов-лекций по договору посетят, кроме того, и Филармонию. Здесь они услышат Вагнера, Берлиоза, Малера, Рихарда Штрауса, советских композиторов.

В самой Филармонии, в зале с белыми колоннами, слушатели с заводов еще не так давно были редкими гостями. Если они все чаще приходят сюда теперь, то в этом заслуга большой массовой работы, которую Филармония ведет на предприятиях.

Число этих предприятий все ширится. В октябре и ноябре было устроено 60 концертов-лекций, в декабре — более 50.

На «Светлане» только что закончен цикл концертов. Несколько работниц, прослушав их, представило Филармонии свои самостоятельные работы: тов. З. Иванова из катодного цеха — о Вагнере, тов. Т. Романова — о Вебере и Шуберте, тов. В. Григорьева — о Чайковском, тов. З. Гусева из цеха усилителей — о Глинке, тов. Р. Бернштейн — о Григе, тов. А. Гос — о Чайковском.

17 работниц отвечали на контрольные вопросы по прослушанным лекциям. Наиболее яркие, интересные ответы дали тт. Мушонкова, Жукова, Иванова, Гос, Корнилова и Бернштейн.

На этом фоне более чем странным предоставляется равнодушие, с которым встречает начинание Филармонии ряд заводских профорганизаций. На заводе им. «Комсомольской правды» завком пытался свести музыкально-пропагандистскую работу Филармонии к простому развлекательному клубному «мероприятию». На «Красной заре» предзавкома Карцева и зав. клубом Богданов заявили: «Вы нам дайте лекторов, а исполнителей-музыкантов мы как-нибудь и сами подберем». В клубе им. 1 мая отказались от цикла лекций и предложили устроить эпизодические концерты, — потому что «рабочий не дорос до серьезной музыки» (!).

Что сказать о таких профработниках, кроме того, что они пытаются навязать рабочим собственную культурную отсталость...

Недавно рабочие заводов им. Сталина и им. ОГПУ снова встретились с полным составом оркестра Филармонии под управлением Альберта Коутса. «Шехерезада» Римского-Корсакова, аккорды пятой симфонии Чайковского звучали в турбинном цехе, среди станков и кранов, и шумные овации были наградой мастерам искусства — оркестру и дирижеру.

Огромный культурный [рост] трудящихся (в частности, в области музыкальной культуры) находит свое выражение в замечательной рабочей художественной самодеятельности. Массовая работа Филармонии, из месяца в месяц расширяющаяся, помогает этому росту, завоевывает для музыки все новую культурную рабочую аудиторию.

А. Владимиров



Другие материалы

7 декабря 1935

«Ленинградская правда»

О дне сталинской конституции
23 декабря 1935

«Газета Печатный Двор»

О выездном концерте

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»