Пресса
«Красная газета»
О концерте 9 апреля 1937, БЗФЗамечательный концерт
На творческом вечере композитора-орденоносца И. О. Дунаевского
Это был необычный для Филармонии концерт. Эстраду заполнил целый ряд исполнительских коллективов — и симфонический оркестр Филармонии, и джаз-ансамбль, и пионеры с красными галстуками — хор Дома художественного воспитания детей Фрунзенского района, и хор Радиокомитета, и ансамбль народных инструментов.
Необычной была и программа, вся составленная из музыки кинофильмов — песен, маршей, танцев, давно «перешагнувших за рамки экрана», давно вошедших в быт широких масс трудящихся.
Необычным был и приток слушателей, пришедших услышать любимые песни «из первоисточника» — под авторским управлением композитора-орденоносца, заслуженного деятеля искусств И. О. Дунаевского.
Программу открыл марш из «Веселых ребят». За ним следовали песня Анюты и галоп из того же фильма, затем «Каховка», сюита из «Детей капитана Гранта», песня из кинокомедии «Девушка спешит на свидание», музыка из «Концерта Бетховена», ряд номеров из «Искателей счастья», «Вратаря» и из «Цирка».
С эстрады звучали и фольклорные напевы (еврейский танец, еврейская комсомольская), и лирические мотивы (Лунный вальс) и спортивные марши и «Песня о родине». Все это уже давно стало «всеобщим достоянием», но то, что в быту воспроизводится без полноты оркестровой звучности, с симфонической эстрады прозвучало в богатом инструментальном наряде.
Исполнение каждого номера программы встречалось с огромным энтузиазмом. Выросший в повседневной театральной работе И. О. Дунаевский превосходно владеет большим соединенным массивом хоровых и оркестровых коллективов. Программа была проведена с настоящим под’емом. Этому в большой мере способствовали замечательное мастерство артиста Н. К. Черкасова (исполнившего монолог и песню Паганеля из «Детей капитана Гранта»), обаяние заслуженной артистки республики Л. П. Орловой и прекрасное исполнение сольных партий артистами С. М. Ивницкой, Б. М. Фрейдковым и Е. Б. Флаксом.
В чем причина огромной популярности песен Дунаевского? В том, что они — прямое порождение нашей действительности, что в них совершенно нет надуманности, голого изобретательства, что мелодии их возникли из интонаций, звучащих в повседневной жизни. Поэтому они равно близки миллионам трудящихся нашей великой родины как своей тематикой, так и музыкальным языком — доходчивым, ярким, простым и бодрым.
Сергей Казанцев