Пресса

4 июня 1937

«Ленинградская правда»

О концертах 6 и 8 февраля 1937, БЗФ

«Каменный гость» в Филармонии

Среди классических произведений русской музыки, написанных на сюжеты А. Пушкина, опера «Каменный гость» Даргомыжского занимает особое место. Она является последовательным практическим претворением в жизнь знаменитого лозунга Даргомыжского — «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово».

Главное обаяние этой оперы в том, что в ней на первый план выступает подлинный пушкинский стих. Драма Пушкина использована композитором в качестве либретто дословно, без всяких изменений или сокращений. В этом смысле «Каменный гость» — великолепный образец исключительно бережного и полноценного использования Пушкина в оперной музыке.

Текст маленькой драмы Пушкина, музыка стиха поэта привела Даргомыжского к идее создания оперы, сплошь написанной так называемым мелодическим речитативом: герои «Каменного гостя» почти не поют, они пользуются приемами особой музыкальной декламации, верно передающей оттенки пушкинского стиха и диалога.

Поставив в центре своей задачи этот новый принцип музыкального слова, впоследствии подхваченный и развитый композиторами русской школы (напр. Мусоргским), Даргомыжский, вместе с тем, отвел оркестру и хору весьма скромную роль.

В «Каменном госте», кроме небольшого ансамбля женских голосов во второй картине, хор не участвует. Очень немного в этой опере самостоятельных выступлений оркестра. В пределах этих ограничений композитор достиг в своей лаконичной оригинальной музыке огромной жизненной силы, раскрыл в ней психологию и характеры бессмертных образов драмы Пушкина. Неотразимой прелестью полны песенные эпизоды «Каменного гостя» — в частности, две песни Лауры во второй картине принадлежат к шедеврам русской классической музыки.

Опера «Каменный гость» — последнее предсмертное произведение А. С. Даргомыжского, оставленное им незаконченным. По завещанию композитора оперу после его смерти (1869 г.) докончил Цезарь Кюи, оркестровал же ее Н. А. Римский-Корсаков.

Работа эта была тщательно, талантливо проделана композиторами-друзьями Даргомыжского в полном соответствии с творческими замыслами автора и со стилем его музыки.

Оригинальный, трудный язык «Каменного гостя» пред’являет особо повышенные требования к исполнителям этого произведения. Концертное исполнение оперы Даргомыжского в Филармонии, приуроченное к пушкинским дням, в основном удовлетворило этим требованиям. С большим актерским темпераментом и с мастерством талантливого певца донес до аудитории содержание партии Дон Жуана арт. И. Пичугин. Четкая, музыкальная декламация Пичугина дала возможность выявить перед зрителем всю красоту пушкинского слова, представить замечательный образ Дон Жуана. Хорошая речевая культура обеспечила успешную передачу партии Лауры арт. С. Ивницкой. В песнях Лауры, особенно в первой, хотелось бы, однако, более ярких и сочных вокальных красок. Заслуживает одобрения проникновенное, осмысленное исполнение партии Донны Анны Е. Каравашковой, способной певицы, сумевшей раскрыть психологические контрасты этого образа. Рядом с группой молодежи с успехом выступил в роли Лепорелло заслуженный деятель искусств П. М. Журавленко.

С полным пониманием особенностей трудного стиля музыки Даргомыжского умело дирижировал молодой И. Альтерман.

При всей добросовестности и доброкачественности актерского и музыкального исполнения опера «Каменный гость» вне сценической обстановки, естественно, много проигрывает. Гениальная опера Даргомыжского может раскрыться в полной своей силе и красоте только на сцене оперного театра. Инициатива Филармонии, вовремя вспомнившей об этом выдающемся произведении, должна быть подхвачена теперь нашими музыкальными театрами, в которых (за исключением оперной студии Консерватории) «Каменный гость» много лет не ставился.

В. Музалевский



Другие материалы

11 апреля 1937

«Советское искусство»

Критика Филармонии в связи с несоблюдением обязательств по заявленным программам и исполнителям
28 апреля 1937

Источник не указан (Ленинград)

О вечере 28 апреля 1937 в БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»