Пресса

11 апреля 1937

«Советское искусство»

Критика Филармонии в связи с несоблюдением обязательств по заявленным программам и исполнителям

Обещают — и обманывают

Ленинградцы уже привыкли к тому, что абонементным программам Ленинградской филармонии нельзя доверять. Вы можете купить билет на концерт Бетховена, а вместо этого вам преподнесут Чайковского; слушатели даже не протестуют. Да и зачем протестовать? В следующий раз, купив билет на Чайковского, они как раз попадут на Бетховена

Отмены и перемены в Ленинградской филармонии вошли в обычай. С открытия сезона до начала марта было 19 замен и перемен только по одним симфоническим концертам, а всего замен было около 40. Не подумайте, впрочем, что у Филармонии нет плана. Но одно дело — план, другое — афиша, а третье — исполнение на эстраде.

Главным дирижером Филармонии долгое время был Штидри. Но обязавшись приготовить две постановки в ленинградском Малом оперном театре и в филиале Большого театра, дирижируя несколькими концертами государственного симфонического оркестра в Москве и т. п., Штидри не в состоянии был руководить оркестром Ленинградской филармонии. По той же причине Штидри не смог выполнять свой договор с Ленинградской филармонией на 6 выступлений в месяц. В ноябре он дал всего 2 концерта, из них один со старой программой, в декабре — 4 концерта, но один из них опять-таки со старой программой.

Не привлечены к работе ленинградские дирижеры: народный артист Пазовский и художественный руководитель Малого оперного театра Хайкин. Совершенно не выдвигаются молодые советские дирижеры. Пока Филармония дает концерты со случайными программами, которыми руководят случайные же дирижеры. С января Штидри уже не является главным дирижером, и сейчас в Филармония вообще нет главного дирижера.

Справедливость требует отметить, что замены часто производятся по вине Гастрольбюро. Приняв от Филармонии заявку за полтора, а то и за три месяца, Гастрольбюро в большинстве случаев своих обязательств не выполняет.

Вот пример. По городу расклеиваются афиши о четырех концертах французского дирижера Ансерме. Ансерме проводит три концерта, а затем его вызывают в Москву, и четвертый концерт отменяется. К тому же Ансерме приезжает в Ленинград в самый день первого концерта, и об’явленная программа — новая симфония Онеггера, «Шехеразада» Равеля и «Жар-птица» Стравинского — заменяется 7-й симфонией Бетховена, «Римским карнавалом» Берлиоза, «Учеником чародея» Дюка, т. е. вещами, знакомыми оркестру.

Намечается концерт дирижера Э. Клайбера (Австрия), но в Москве Клайбера загружают так, что в Ленинград он приехать не успевает. На 8 и 10 декабря назначается выступление тенора Хозе Риавец, но он не приезжает. 5, 9, 11 и 14 марта должны были состояться концерты К. Сэль. Афиши выпущены, однако в последнюю минуту эти концерты отменяются. 3, 5 (в зале Капеллы) и 7 марта должна была выступить певица Розе Боок. Концерты ее не состоялись. Намеченные на 12 и 14 марта выступления пианиста Карла Шнабеля тоже были отменены.

На 11 декабря был об’явлен концерт Рейзена, но певец не приехал. Несколько раз Гастрольбюро меняло сроки выступления пианиста Гилельса. 8 января должна была выступить народная артистка Держинская. Выступление не состоялось. На 26 января намечено было выступление украинских певцов тт. Петрусенко и Гришко. Их заменили Давыдовой. Певец Лемешев должен был выступать 1 и 5 февраля. По болезни актера концерт был перенесен на 25, но вместо Лемешева пел Бадридзе, так как Лемешев уехал за границу.

В абонементных проспектах Ленинградской филармонии обещаны Барсова и Жадан. Теперь Ленинградская филармония ссылается на то, что через Гастрольбюро этих артистов почему-то пригласить не может. Между тем, Барсова и Жадан выступали в Ленинграде по приглашению Дома культуры Промкооперации.

До сих пор Филармония пользовалась хором Капеллы. Теперь этот хор отказался выступать в концертах с оркестром, так как будет участвовать исключительно в концертах Капеллы. Исполнение «Времен года» Гайдна, «Гибели Фауста» Берлиоза, включенных Филармонией в свой план, из-за отсутствия хора откладывается на неопределенное время.

Филармония не уделяет должного внимания советской музыке.

На открытии сезона должна была быть исполнена «Анна Колосова» Щербачева. Исполнение сорвалось, так как не закончен был ремонт органа. 8 ноября предполагалось исполнить «Днепрострой» Тюлина, — самодеятельный хор не успел подготовиться. Намечавшийся на 30 октября концерт из сочинений Прокофьева отменен под предлогом, будто нет подходящего... дирижера.

За весь декабрь было исполнено только одно советское произведение — «Реквием» Юдина. За весь январь сыграна лишь симфония Чулаки. 5 марта должен был исполняться 2-й фортепианный концерт Кабалевского. Концерт не был исполнен.

Правда, в клубных выездных концертах Филармонии некоторые советские произведения исполнялись; как, например, симфония Иванишина, «Гроза» Щербачева; фортепианный концерт Дзержинского и «Классическая симфония» Прокофьева. Но между прочим, и в выездных концертах практикуется замена обещанных исполнителей другими. Так, 5 февраля в Доме культуры им. Горького и 10 февраля в Музкомедии программы концерта памяти А. С. Пушкина были полностью заменены.

Арк. Млодик
Ленинград



Другие материалы

12 апреля 1937

«Смена»

О концерте 30 марта 1937, БЗФ
10 апреля 1937

«Красная газета»

О концерте 9 апреля 1937, БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»