Пресса

18 апреля 1938

«Смена»

О заменах программ в молодёжном абонементе

Безответственное сочинительство

О молодежном абонементе Ленинградской филармонии

Еще в прошлом году по инициативе городского комитета ВЛКСМ Ленинградская филармония провела цикл концертов для молодежи.

В этом сезоне Филармония дает значительно расширенный абонемент для молодежи, состоящий вместо 8 уже из 12 симфонических концертов.

Основная задача такого абонемента — ознакомить постоянного молодого слушателя с выдающимися произведениями симфонической музыки. Пояснения лучших музыковедов, музыкальная консультация и специальные программы-брошюры, — все это должно помочь более глубоко понять и усвоить прослушанное. Безусловно, молодежный абонемент — полезное культурное мероприятие.

Что же получается на деле?

Много раз уже говорилось о совершенно недопустимых заменах программ концертов, которые сплошь и рядом имеют место в нашей Филармонии.

Сводная программа молодежного абонемента с полным перечнем всех исполняемых произведений, выпущенная Филармонией в начале сезона, никак не «сходится» с программой прошедших 8 концертов.

Слушатель, приобретая абонемент, рассчитывает получить одно, а получает совершенно другое. Владелец абонемента, например, рассчитывал услышать лучшие советские симфонии, хотел познакомиться с прекрасными поэтическими сюитами «Арлезианкой» Бизе и «Раймондой» Глазунова, он хотел составить себе ясное представление о французской и чехословацкой музыке. Всего этого он пока не слышал и, вероятно, не услышит.

6-й концерт не дал никакого представления о французской музыке, так как ряд произведений вовсе не был исполнен и не был заменен («Болеро» Равеля, «Танец сильфов» Берлиоза, «Облака» Дебюсси). То же можно сказать о предстоящем концерте, первоначально посвященном музыке Чехословакии, Норвегии и других стран. Вместо знакомства с произведениями Сметаны, Дворжака, Шопена, посетитель молодежного абонемента услышит «Пер-Гюнта» Грига. Надо приветствовать показ всей музыкально-драматической поэмы «Пер-Гюнт», но это совершенно меняет целевую установку концерта.

Есть существенное опасение, что не будет исполнено ни одной советской симфонии. Уже сейчас известно, что программа 11-го концерта, посвященная советской музыке, исполнена не будет.

Администрация Филармонии скажет, что все это произошло из-за объективных причин. Но какое дело слушателю до этих причин. Ведь общая программа концертов не может быть безответственным сочинительством, она должна слагаться из реальных возможностей Филармонии.

Задачей молодежного абонемента был показ произведении наибольшей доступности и художественной ценности. Филармония же включает в программу 3-го концерта увертюры Шуберта в итальянском стиле, которые не являются наиболее характерными для композитора вещами и не могут быть причислены к «золотому фонду» симфонической музыки. То же можно сказать в отношении симфонии-увертюры Глинки, исполненной в 7-м концерте.

План молодежного цикла не охватывает творчества многих величайших композиторов. Произведения Вагнера, Малера, Шумана и других совершенно отсутствуют, и уж если Филармония желает познакомить молодого слушателя с основными вехами симфонической музыки, то мимо Малера, хотя бы, пройти невозможно.

К числу недостатков нужно отнести и то, что прекрасная сама по себе лекция-концерт о симфоническом оркестре была только в 5-м концерте, т. е. почти после половины прослушанного цикла. Между тем, следовало бы эту лекцию поставить значительно раньше, так как знакомство с характерными особенностями оркестровых инструментов лучше ориентировало бы слушателей с самого начала цикла.

Неблагополучно обстоит дело и с пояснениями. Концерт 31 марта прошел без вступительного слова, а в программе отсутствовали какие-либо сведения о Стравинском и Глинке, произведения которых исполнялись в этом концерте.

Ввиду частых замен печатные программы теряют всякий смысл, а молодой слушатель путается в догадках — какое же произведение сейчас исполняют.

Своего рода рекордом вычеркиваний и перестановок в программах был 6-й концерт. «Ученик чародея» Дюка переехал из первого отделения во второе, вместо двух ноктюрнов Дебюсси исполнялся только один, Равель совершенно исчез из программы, и так далее.

Неужели дирекция Филармонии не понимает, что все это совершенно дезориентирует молодого слушателя, что такая практика дискредитирует самую идею организации концертов для молодежи. При такой бесплановости снижается ценность такого замечательного концерта, как показ инструментов симфонического оркестра, проведенный А. Н. Должанским очень просто, понятно и интересно, с удачными иллюстрациями.

Ленинградская филармония обязана не только устранить указанные недостатки при проведении остальных концертов, но и выполнить все, что она обещала молодому слушателю в самом начале.

Л. Полюта, Л. Потехин



Другие материалы

10 апреля 1938

«Красная Заря»

О концерте 3 апреля 1938, БЗФ
13 апреля 1938

«Советский Объектив»

О выездном концерте на оптико-механическом заводе

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»