Пресса
«Красное Знамя»
О концертах декады советской музыки 16 – 30 ноября 1938, БЗФМузыка советской эпохи
30 ноября закончилась декада советской музыки.
За время декады в Ленинградской Филармонии прошло немало ярких и разнообразных концертов. Правда, не все они стояли на одинаково высоком уровне, не все были одинаково интересны и значительны.
Но очень многие из исполнявшихся произведений представляют собою ценнейший вклад в советскую музыкальную культуру. К числу именно таких вещей относится сюита Прокофьева «Ромео и Джульетта», исполненная на концерте 21 ноября.
Несмотря на то, что сюжет гениальной трагедии Шекспира неоднократно использовался композиторами (опера Гуно, увертюра-фантазия Чайковского и др.), Прокофьев подошел к этой теме по-своему и нашел для ее изложения совершенно оригинальный и очень яркий музыкальный язык.
Светлые, поэтические образы героев Шекспира, глубина и сила их переживаний, трагическая развязка — все это мастерски изображено композитором. Музыка «Ромео и Джульетты» Прокофьева — глубокая и мелодичная — слушается очень легко, она понятна от начала до конца и, надо надеяться, что это произведение займет прочное место в программах наших симфонических концертов.
Большое впечатление произвел фортепианный концерт Прокофьева (уже хорошо известный советскому слушателю), с огромным подъемом, силой и блеском исполненный замечательной пианисткой Юдиной.
В тот же вечер, что и упомянутые выше произведения Прокофьева, исполнялся концерт для оркестра молодого московского композитора Владимира Энке. Это яркое, блестящее по форме произведение имеет однако весьма серьезный недостаток: в нем нет простоты, ясности, и поэтому его очень трудно слушать.
Из многих других произведений, исполнявшихся во время декады, хочется упомянуть еще следующее: 17-я симфония крупнейшего советского симфониста Мясковского произвела в общем очень хорошее впечатление, хотя конец ее кажется несколько тяжеловесным и растянутом.
Из 2-й симфонии украинского композитора Ревуцкого исполнялась, к сожалению, только одна часть — очень мелодичная и глубоко народная.
Кроме симфонической музыки, в концертах декады исполнялось много песен, романсов, отрывков из опер и камерных произведений советских композиторов. С прекрасной программой выступил в своем сольном концерте пианист Софроницкий, исполнивший много вещей Прокофьева, «Сонатину» Кабалевского, две прелюдии и скерцо молодого ленинградского композитора Гольца.
Очень интересными были выступления ансамбля песни и пляски донских казаков. Песни советских композиторов, народные казачьи песни, а также казачьи пляски были исполнены с большим воодушевлением и темпераментом.
В заключение хочется остановиться на организационной стороне декады, которую нельзя считать вполне удовлетворительной. Недоумение вызывает, например, то обстоятельство, что ни одним из концертов декады не дирижировал главный дирижер Филармонии Мравинский. Непонятно, почему к участию в концертах не был привлечен никто из нашей талантливой исполнительской молодежи. Наконец, не всегда удачно были составлены программы, в том числе и программа первого концерта декады, в котором исполнялось сразу два таких трудных для слушателя произведения, как 17-я симфония Мясковского и фортепианный концерт Богданова-Березовского.
В общем же декада дала много интересного и ценного и, кроме того, показала, что хотя советские композиторы достигли уже очень многого, но им предстоит сделать еще больше, чтобы советская музыка была достойна нашей замечательной эпохи.
А. Березина, красильный цех