Пресса

23 мая 1940

«Известия»

О концерте 22 мая 1940, гастроли с ЗКР в Москве (БКЗ консерватории)

Два концерта

Ленинградская государственная филармония

Если еще в первом концерте оркестра ощущалась некоторая нервозность коллектива, непривычка к новой акустике и новому слушателю, то во втором и особенно в третьем своем концерте ленинградский оркестр развернул и показал себя в полном блеске.

Программа концерта 21 мая состояла из произведений Бетховена (увертюра «Леонора»), Чайковского (концерт для фортепиано) и Брамса (IV симфония). Бетховен и Брамс — любимые композиторы оркестра. Он исполнял их с увлечением и тщательностью, достойной удивления. Особенно Бетховена.

Солист концерта Павел Серебряков очень своеобразный пианист. Не увлекаясь техническим блеском, он подчеркнул в концерте глубокий лиризм и мягкую проникновенность. Сперва это кажется непривычным, но затем покоряет своей музыкальной убедительностью, тем более, что и техническая сторона исполнения совершенно безукоризненна. IV симфония Брамса прозвучала так же хорошо, особенно финал.

Если в исполнении Брамса можно найти недочеты, то вся программа 22 мая была проведена на исключительно высоком уровне. Она включала в себя такие интересные и в то же время сложные для исполнения произведения, как 1-я симфония Танеева и «Поэма экстаза» Скрябина. Давно уже столица Советского Союза не слыхала столь совершенной, со всех точек зрения, оркестровой игры. Не знаешь, чему в первую очередь удивляться — общей ли слаженности и компактности ансамбля, разнообразию ли звучаний, виртуозной легкости или той необычайной искренности и теплоте исполнения, которая передавалась слушателям и создавала в зале настроение большого музыкального празднества.

Исполнение Танеева о Скрябина показало все группы оркестра с наиболее выгодной стороны. Струнная группа имеет очень широкий диапазон динамических и тембровых возможностей. Штрихи разнообразны и глубоко продуманы. Из деревянной группы выделяются Б. Тризно, (флейта), В. Генслер (кларнет) и А. Васильев (фагот), последний по праву может быть назван лучшим фаготистом Союза. Хорошо показал себя в Скрябине и И. Воловник (труба), к сожалению, иногда сильно мешали досадные «киксы» валторн.

Оркестр тонко чувствует стиль исполняемых произведений. Бетховен, Брамс, Танеев, Чайковский и Скрябин — все было так непохоже одно на другое. Для каждого нашлось специфическое звучание и манера исполнения.

Солист концерта 22 мая Даня Шафран играл с исключительной виртуозной легкостью и обаянием. Заигранные вариации для виолончели «Рококо» Чайковского слушались как-то по-новому, чему немало способствовал чуткий; аккомпанемент оркестра.

Концертом 21 мая дирижировал Н. С. Рабинович — сильный и культурный музыкант. Ему, однако, сильно мешает некоторая угловатость и скованность движений. Лучше всего ему удалась увертюра Бетховена.

К. И. Элиасберг, дирижировавший 22 мая, значительно более зрелый художник, хорошо охватывающий форму исполняемого. Это дирижер большой воли и тонкого вкуса. Особенная удача Элиасберга — исполнение симфонии Танеева.

Нельзя в связи с выступлениями Рабиновича и Элиасберга не отметить одной из особо важных общественных заслуг оркестра, за которые музыкальная общественность Союза должна быть ему особенно признательна, — это участие ленинградского оркестра в создании новых дирижерских кадров.

На Всесоюзном конкурсе дирижеров особо выделилась группа ленинградцев, показавших, вне зависимости от дарования и занятых мест, нечто общее всем им — большую культуру, профессионализм, хорошее знание классиков. Это целиком заслуга ленинградского оркестра. Не говоря уже о том, что к дирижированию этим оркестром систематически вовлекалась молодежь в большем количестве, чем во всех оркестрах СССР, вместе взятых, — самый подход к этим молодым дирижерам достоин всяческой похвалы. Переиграв со всеми почти лучшими дирижерами мира, оркестр и отдельные его артисты упорно, терпеливо и настойчиво указывали молодым дирижерам их ошибки, поощряли достижения, рассказывали о работе старых мастеров. Особенно выделился в этом отношении концертмейстер виолончелей заслуженный артист республики профессор И. О. Брик, наиболее активно руководивший всей дирижерской молодежью.

Если учесть, что успех развития симфонической музыки в значительной степени зависит от уровня и состояния, дирижерских кадров, то ясно, что общественные заслуги и значение ленинградского оркестра в развитии симфонической музыки всего Союза огромны и далеко выходят за пределы Ленинградской области.

Слушатели, переполнившие концертный зал Московской консерватории имени Чайковского, горячо приветствовали выступление этого выдающегося коллектива, старейшего симфонического оркестра страны, являющегося гордостью советского музыкального искусства.

Профессор Лео Гинзбург



Другие материалы

24 мая 1940

«Советское искусство»

О концерте 22 мая 1940, Москва (Большой зал консерватории)
23 мая 1940

«Вечерняя Москва»

О концерте 22 мая 1940, Москва (Большой зал консерватории)

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»