Пресса

27 мая 1940

«Известия»

О концертах 23 и 25 мая 1940 в Москве (БЗК)

Показ искусства города Ленина в Москве

Большая культура

Показ симфонического искусства Ленинграда закончился концертами 23 и 25 мая на исключительно высоком уровне. Оба концерта представляли значительный интерес по своим программам и по качеству исполнения — глубоко серьезного, целостного и творческого.

Пятая картина из «Тиля Уленшпигеля» М. О. Штейнберга и «Романтическая поэма» Животова завершили список произведений ленинградских авторов, исполнявшихся в симфонических концертах показа. Балет Штейнберга создан на основе романа бельгийского писателя де-Костера, обработавшего старинные сказания о фландрском народном герое, вожде народного движения, веселом и смелом Тиле Уленшпигеле.

Чрезвычайно показательным для музыки балета Штейнберга является то, что в концерте может быть исполнена целая картина, т.-е. идея и образы балета раскрываются в чисто симфоническом плане и музыка не является иллюстративной. Темы рельефно очерчены. Оркестровка красочная, блестящая и в то же время очень прозрачная и точная, ведущая свое начало от прекрасных традиций Глинки, Римского-Корсакова. В целом произведение отмечено высокой культурой и подлинным мастерством.

«Романтическая поэма» Животова, несомненно, интересная вещь. Ее истоки в творчестве великих романтиков, симфонизма — Листа, Чайковского, Малера. В ней есть искренность, эмоциональность. Есть и настоящее мелодическое дыхание. Оркестровый язык поэмы непосредственно вытекает из характера музыкальных мыслей. Но все же самые мысли поэмы представляются не вполне обобщенными, откристаллизованными, и форма в целом несколько расплывчата.

Исполнение 7-й симфонии Брукнера явилось значительным событием, поскольку симфонии Брукнера в Москве почти не исполняются.

Можно только пожалеть, что оркестр Ленинградской филармонии не познакомил нас и со своей интерпретацией произведений величайшего симфониста конца XIX века Малера, которые также почти неведомы московской публике и в исполнении которых Ленинград имеет много творческих удач. Четыре симфонии Брамса, девять симфоний Брукнера и десять Малера — громаднейший этап в развитии европейской художественной культуры, почему-то совершенно почти игнорируемый или забываемый в концертной жизни Москвы.

В исполнении обеих программ ленинградский оркестр был на большой высоте. Большая организованность, превосходная интонация, свобода и пластичность в развитии музыкальной линии характеризуют этот замечательный коллектив. Но не это самое главное. Главное — это тот артистизм, тот отпечаток высокой культуры и творческого горения, который лежит на всем исполнении оркестра и позволяет рассматривать каждого его участника, как подлинного артиста.

В концерте 25 мая выступил в качестве солиста концертмейстер оркестра, лауреат всесоюзного конкурса скрипачей И. Шпильберг, показавший себя в исполнении концерта Паганини музыкантом с благородным, хотя и не очень большим, звуком, хорошей культурой стиля.

Наиболее волнующим и значительным событием было исполнение в концерте 23 мая 6-й симфонии Чайковского. Казалось, что каждый участник оркестра играет не только свою партию, но всю симфонию в целом, — настолько единым, глубоким и одухотворенным было это исполнение. В нем были незабываемые моменты! Когда мрачные возгласы тромбонов прорезывали сложную звуковую ткань (перед репризой побочной партии первой части) или когда в финале симфонии упали последние фразы скрипок, — в памяти невольно всплывали образы «Пиковой дамы». Острые, гротескные моменты в разработочном эпизоде скерцо заставили вспомнить о «Щелкунчике». Так, в предельной осязаемости образного воплощения наметились нити, связывающие три замечательнейшие произведения последнего периода творчества Чайковского. Такая конкретность поэтической передачи доступна только настоящим артистам.

Об интерпретации Мравинским 6-й симфонии уже приходилось говорить. И все же нельзя вновь не вернуться к этому. Какое строгое и пламенное исполнение! Какая простота и глубина эмоции! И в то же время какая сила творческого перевоплощения в этом художнике! От страшной трагедии умирания человеческого сердца к мощному пантеизму 7-й симфонии Брукнера, к ее величественным и наивно-идиллическим образам.

Органичность соединения исключительного дарования и высокой культуры, интенсивность творческого развития таковы, что, не боясь ошибиться, можно сказать, что мы очень скоро увидим в Мравинском одного из лучших современных дирижеров.

Симфонические концерты показа искусства Ленинграда окончены. Смелость программного плана, глубокая исполнительская спаянность дирижеров и оркестрового коллектива, наличие в оркестре ряда выдающихся музыкантов и общая культура и артистизм исполнения ставят концерты Ленинградской филармонии на очень высокий уровень и делают их большим событием в музыкальной жизни Москвы.

А. Хохловкина



Другие материалы

23 мая 1940

«Ленинградская правда»

О концерте 22 мая 1940, гастроли с ЗКР в Москве (БКЗ консерватории)
26 мая 1940

«Вечерняя Москва»

О концертах 23 и 25. мая 1940 в Москве (БЗК)

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»