Пресса

13 августа 1940

«Курортная газета»

О летних гастролях ЗКР

Симфонический сезон в Кисловодске

Приезд оркестра Ленинградской филармонии на летний сезон в Кисловодск стал за последние годы традиционным явлением. Симфонические концерты пользуются большой популярностью и, несмотря на возведенную в правило серьезность программ, привлекают неизменно обширную аудиторию.

Симфонический оркестр Ленинградской филармонии — старейший в своем роде коллектив в нашей стране. И не только старейший, но и лучший.

Основное ядро артистов оркестра — опытные и талантливые музыканты, работающие в симфонических оркестрах свыше 30 лет, из них 20 с лишним — в коллективе Ленинградской филармонии. Среди них такие мастера своего дела, как заслуженные артисты РСФСР, орденоносцы В. Заветновский (концертмейстер оркестра) и Н. Брик (концертмейстер группы виолончелей), заслуженный деятель искусств, профессор-орденоносец А. Васильев (фагот), заслуженные артисты РСФСР Г. Амосов (гобой), Ю. Байер (флейта), М. Кравченко (контрабас), орденоносец А. Родэ (скрипка), награжденный медалью «За трудовое отличие» П. Курилов (тромбон), артисты А. Петров (ударные), В. Осадчук (литавры), О. Розенцвит (альт), В. Лагунов (виолончель) и др.

Несмотря на непродолжительный срок работы симфонического коллектива ленинградцев, за дирижерским пультом уже сменилось не мало мастеров дирижерской палочки, внося тем самым значительное оживление и интерес в концертную деятельность оркестра. Сезон открыл Н. С. Рабинович, серьезный, умный и знающий музыкант. Недостаток артистизма и пластичности в движениях компенсируется в его работе высокой культурой, интересными замыслами и широким диапазоном в смысле выбора репертуара. Н. С. Рабинович широко известен, как настойчивый пропагандист западноевропейского симфонизма и, в частности, как знаток Бетховена, Брамса и Малера. Это не помешало ему впечатляющим образом исполнить ряд произведений русских композиторов, из которых особенно запомнилась 3-я сюита Чайковского. Следует отметить, что, культивируя в программах своих концертов преимущественно крупную форму, Н. С. Рабинович превосходно исполнил обе сюиты из музыки Бизе к «Арлезианке» Доде и очаровательные антракты из «Розамунды» Шуберта. Нельзя не упомянуть, однако, и о неудаче дирижера: бледно проведенной Пятой симфонии Шостаковича.

Молодой дирижер A. Л. Стасевич выступил пока всего один раз с программой из произведений Чайковского. Несмотря на некоторую сумбурность творческих замыслов и не совсем оправданную «войну» с традиционными темпами, он заявил себя, несомненно, талантливым и темпераментным музыкантом, заслуженно завоевав симпатии слушателей. Несколько концертов под его управлением, намеченных на август, позволят ближе познакомиться с этим многообещающим дирижером.

Однократная гастроль народного артиста РСФСР, орденоносца Ю. Ф. Файера заставила пожалеть об ограниченности его репертуара. Несомненно, что балет — это его стихия, но отличные дирижерские данные, большой темперамент и уровень музыкальной одаренности позволяют ожидать от Ю. Ф. Файера весьма многого и в сфере чисто симфонической музыки.

Заслуженный артист РСФСР, орденоносец А. М. Коган — старый знакомый кисловодской публики, давно уже оценившей опыт и способности маститого дирижера. А. М. Коган принадлежит к числу так называемых «репертуарных» дирижеров. Программы его концертов разнообразны и интересны, хотя с исполнительской стороны не всегда равноценны. Пятая симфония Бетховена, например, прозвучала у него вяло и неубедительно, между тем как в прошлом сезоне он сыграл ту же симфонию превосходно. Значительно лучше была исполнена Неоконченная симфония Шуберта, где, впрочем, возражения вызвала пестрота темпов во второй части. Хорошо звучат у А. М. Когана лирические жанровые пьесы, как сюиты Грига, Массне и т. п.

Недавно начавшиеся гастроли молодого ленинградского дирижера Э. П. Грикурова открылись концертом из произведений Чайковского (4-я симфония, увертюра к «Опричнику», «Буря»). Э. П. Грикуров дирижировал с увлечением, обнаруживая хорошее знание партитуры. Малые симфонические формы (увертюра, сюита и т. п.) удаются Э. П. Грикурову в большей степени, чем симфонии, и над крупной формой ему еще предстоит поработать.

Концерты профессора Лео Гинзбурга вызвали большой интерес содержательными программами (2-я симфония Скрябина, 1-я симфония Чайковского, вечер французской музыки — Берлиоз, Бизе, Дебюсси). Лео Гинзбург — уравновешенный вдумчивый дирижер, представитель хороших академических традиций. Ему, по-видимому, мало свойственны неожиданные порывы, внезапные озарения и взлеты творческой фантазии, рождающиеся в процессе исполнения. Но зато в его концертах не было провалов и неудач. Он радует слушателей своей высокой культурой.

Сравнительно скупо были представлены в симфонических концертах солисты, притом с заметным преобладанием инструменталистов (скрипачи И. Шпильберг и Б. Гольдштейн, пианисты — И. Михновский и А. Каплан). Наибольший интерес вызвало выступление И. Михновского — культурного и тонкого музыканта, прекрасно владеющего пальцевым аппаратом. В исполнении Первого фортепианного концерта Чайковского он показал себя достойным учеником К. Н. Игумнова, замечательного истолкователя фортепианных произведений творца «Евгения Онегина». Но ему явно не хватило мощи в первой части концерта, требующей огромного размаха от исполнителя.

Нельзя не обратить внимание на исключительно скверный инструмент в раковине Нижнего парка. Не только концертанты, но и публика щедро награждает это «бывшее фортепиано» такими эпитетами, как «корыто», «кастрюля» и т. п. Неужели нельзя оградить исполнителей и слушателей от необходимости приносить свои творческие намерения и эстетическое удовлетворение в жертву разбитому роялю?

Особо следует упомянуть об утренних симфонических концертах, всегда собирающих значительное количество слушателей и пользующихся необычайной популярностью. Программы этих концертов составляются с большим вкусом и очень далеки от того, что принято называть «садовой музыкой».

От вечерних концертов они отличаются лишь тем, что в них используются произведения небольшого об’ема. Постоянный дирижер утренних концертов Н. В. Михайлов — хороший музыкант и крепкий профессиональный дирижер. Он также провел несколько вечерних концертов, зарекомендовав себя с самой лучшей стороны. Н. В. Михайлов не без основания пользуется большой любовью слушателей.

Летний симфонический сезон в Кисловодске еще и наполовину не реализован, но уже смело можно сказать, что концерты заслуженного коллектива РСФСР, оркестра Ленинградской орденоносной филармонии оправдывают самые высокие требования взыскательного советского слушателя.

А. Алданов, Кисловодск, август



Другие материалы

29 мая 1940

«Правда Ц.О.»

О концертах в мае 1940 на гастролях ЗКР в Москве
1940

«Искусство и жизнь» № 7

О Филармонии и о ЗКР. Автор ошибочно или сознательно называет началом работы оркестра 1802 год, тогда как Придворный оркестр – нынешний ЗКР – был учрежден в 1882 году

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»