Пресса

15 июня 1941

«Советское искусство»

Об итогах сезона в концертных организациях страны

Концертный сезон

Зимний концертный сезон 1940-41 г. явился серьезный экзаменом для советских концертных организаций. Весной прошлого года, когда была ликвидирована система так называемых постоянных мест, многим казалось, что массовый слушатель предъявит нашим филармониям такие требования, выполнить которые они не смогут.

Действительность показала иное. В новых условиях плохо работали лишь те концертные организации, где сильны и живучи были иждивенческие тенденции, где у филармонических руководителей не хватило желания или умения быстро и решительно перестроить работу, проявить организационную сметку и инициативу, где, наконец, филармонии мало думали об интересах слушателей. Но там, где все внимание было сосредоточено на идейно-художественном качестве репертуара, на подборе высококвалифицированных исполнительских сил, на серьезной культурно-массовой и пропагандистской работе, нынешний сезон дал результаты лучшие, чем когда-либо.

Обратимся к фактам. Именно в сезоне 1940-41 г. в концертном репертуаре прочно утвердился ряд новых произведений советских композиторов, в том числе 21-я симфония Н. Мясковского, фортепианный квинтет Д. Шостаковича, скрипичные концерты А. Хачатуряна и В. Шебалина; именно прошедшей зимой получили широкое распространение в филармонической практике 6-я симфония Д. Шостаковича, симфония-кантата «На поле Куликовом» Ю. Шапорина, кантата «Александр Невский» С. Прокофьева и ряд других крупнейших произведений последних лет.

Декада советской музыки и эстрады была проведена по всему Союзу в значительно больших, нежели ранее, масштабах, причем в концертах ее были представлены не только произведения композиторов Москвы и Ленинграда, но и Киева, Харькова, Одессы, Львова, Минска, Белостока, Тбилиси, Еревана, Баку, ряда городов РСФСР. Концерты декады происходили в столицах братских союзных республик, почти во всех областных и краевых, а также во многих районных центрах, в колхозах и совхозах. Общее число концертов декады далеко превысило намеченную цифру — 1.500.

В истекшем сезоне была широко развернута пропаганда произведений русской и западной классики. Достаточно напомнить, что в Москве, например, были исполнены все симфонии Бетховена, все его квартеты и фортепианные сонаты, все симфонии Чайковского, «Реквиемы» Моцарта, Верди и Берлиоза, кантата «Умиротворенный Эол» Баха, 1-я симфония Малера и его «Песнь о земле», 9-я симфония Брукнера, «Самсон» Генделя... Среди произведений, поставленных силами Ленинградской филармонии, мы видим «Торжественную мессу» и «Фиделио» Бетховена, «Дон-Жуана» и «Волшебную флейту» Моцарта, «Валькирию» Вагнера, «Летучую мышь» Штрауса и очень многое другое.

В Воронеже дважды (оба раза с аншлагами) прозвучал «Реквием» Верди. Во Львове — все симфонии Бетховена, почти все (за исключением 3-й) — Чайковского. В Белостоке — произведения Глинки, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Моцарта, Вебера, Шуберта, Листа, Вагнера. «Реквием» Моцарта и 9-я симфония были исполнены оркестром и капеллой Ереванской филармонии, 1-ю и 3-ю симфонии Бетховена, последние три симфонии Чайковского, 6-ю симфонию Глазунова услышали посетители симфонических концертов в Ашхабаде. Это еще раз подтверждает, что массовая советская аудитория любит музыкальное искусство. Она охотно посещает конвертные залы, если филармонии серьезно работают над составлением программ и подбором исполнителей.

Московская филармония, хорошо выполнившая обязательства перед слушателями и правильно наладившая свою хозяйственную деятельность, закончила 1940 год, сэкономив 75 тыс. руб. из предоставленной ей дотации. Ленинградская — сэкономила 167 тыс. руб. То же самое мы наблюдаем в практике лучших периферийных филармоний. Одесская филармония, например, привлекла в 1940 г. в свои залы 242,6 тыс. слушателей против плановой цифры в 156,6 тыс.; доходы же ее составили 583,5 тыс. руб. против запланированных 460 тыс. рублей. В Свердловске концерты посетили 777,7 тыс. слушателей, давших филармонии валовой доход в размере 3.014 тыс. руб. (план предусматривал 607.8 тыс. слушателей и 2.304 тыс. руб. дохода).

Вместе с тем не все концертные организации научились сочетать заботу о культурном росте аудитории с бережливым отношением к деньгам. Так, Харьковская филармония осуществила исполнение «Времен Года» Гайдна, 9-й симфонии Бетховена и ряда крупных советских произведений, но при этом перерасходовала 264 тыс. руб. против плана, а концерты ее привлекли вместо 360 тыс. по плану только 243 тысячи слушателей.

Перестройка работы концертной сети, естественно, коснулась не только крупных, но и второстепенных, так сказать маломощных концертных организаций. Удмуртская филармония дала в 1940 г. 1.463 концерта — на 64 проц. больше, чем в 1939 г. Ярославская филармония распространила свою деятельность на Кострому и Рыбинск. В Барнауле концертное бюро существует с 1938 г., но до недавнего времени там было много непорядков и бесхозяйственности. Работа сводилась к концертам случайных артистических бригад и «солистов», зачастую не имевших ни малейшего отношения к музыке. В истекшем сезоне в Барнауле концертировали квартет им. Вильома, Ленинградская академическая капелла и ряд квалифицированных гастролеров-солистов.

Все это подтверждает, что новые формы работы заставляют концертные организации больше заботиться о слушателях, повышают общий уровень концертной деятельности в нашей стране.

Было бы, однако, ошибкой полагать, что перестройка концертных организаций у нас уже завершена. Сделаны, в сущности, только первые шаги. Есть еще немало филармоний, работу которых никак нельзя признать удовлетворительной. С большими убытками закончили сезон Новосибирская, Чувашская и Донецкая филармонии. Очень плохо работают филармонии в Смоленске, Сумах. По-прежнему на крайне низком уровне находится концертная жизнь в Саратове — городе со старинными музыкальными традициями.

Чем объяснить плачевное состояние всех этих организаций? Прежде всего плохим подбором их руководителей. Там, где энергично и серьезно проявляет себя руководство, например, в Московской филармонии (директор т. Преображенский), Ленинградской (директор т. Пономарев), Одесской (директор т. Богуславский), Воронежской (директор т. Горячев), Свердловской (директор т. Грэн), Ереванской (директор т. Вартаньян), Харьковской (художественный руководитель т. Бананов) и многих других, — дела идут хорошо. Иное положение у таких неповоротливых и нерадивых руководителей, как директор Винницкой филармонии т. Волков, руководитель Ворошиловградской филармонии т. Луньков, Черниговской — т. Членов. Здесь перестройка по существу еще и не начата. А между тем, сейчас более, чем когда-либо, концертные организации нуждаются в живом повседневном руководстве. Руководитель концертной организации, даже если он не является музыкантом-профессионалом, должен обладать такими знаниями, которые позволяли бы ему свободно ориентироваться в репертуаре, правильно оценивать произведения и исполнителей. Речь идет, следовательно, о творческом воспитании всех руководящих работников концертных организаций.

В ряде союзных республик (Белоруссия, Армения. Казахстан и др.) подобная работа уже налаживается. Однако есть и иные примеры. В слабости руководящего состава некоторых украинских филармоний повинно между прочим и Управление по делам искусств УССР, в музыкальном отделе которого до последнего времени не был даже укомплектован штат инспекторов. В Управлениях по делам искусств Киргизской, Туркменской и Грузинской ССР отделы музыки до сих пор не созданы. Музыкальный отдел Азербайджанского управления работает бессистемно. План творческих заказов композиторам на 1941 г. был составлен здесь с огромным запозданием.

Главное управление музыкальных учреждений Комитета по делам искусств, отделы музыки республиканских управлений должны помочь местным концертным организациям в деле воспитания исполнительских кадров. Практика Москвы и Ленинграда является в этом смысле во многом показательной. За минувшую зиму выдвинулся ряд новых талантливых исполнителей — молодые пианисты С. Рихтер и А. Ведерников, дирижер К. Зандерлинг. Получила всесоюзное признание певица Д. Пантофель-Нечецкая. Уже известные музыканты добились в течение сезона новых творческих побед. Напомним превосходное исполнение Е. Мравинским «Реквиема» Берлиоза, К. Ивановым 5-й симфонии Мясковского, А. Стасевичем симфонии В. Мурадели, Квартетом им. Бетховена квинтета Д. Шостаковича, большую работу С. Фейнберга, исполнившего за сезон 48 прелюдий и фуг Баха и все 32 сонаты Бетховена, интересный опыт А. Иохелеса, возобновившего в репертуаре (в новой редакции, сделанной самим пианистом) 3-й фортепианный концерт Чайковского, большие успехи у М. Гринберг, И. Михновского и М. Фихтенгольца, Квартета им. ГАБТ.

Бесспорно, своими достижениями эти, так же как и многие другие, талантливые артисты обязаны своему упорному труду. Но немалую роль сыграло здесь и улучшение работы концертных организаций. В частности, абонементная система помогла ряду молодых пианистов и скрипачей осуществить целые концертные циклы, что исключительно важно для творческого развития артистической молодежи.

За этот сезон очень выросли такие коллективы, как оркестры Московской, Киевской (здесь под управлением Н. Рахлина была образцово сыграна симфония-кантата «На поле Куликовом» Ю. Шапорина), Ростовской, Воронежской и Свердловской филармоний. Впервые в этом году дал свой самостоятельный концерт хор Мосфил.

Итоги концертного сезона должны быть в целом расценены положительно. Это обязывает все концертные организации в предстоящем новом сезоне эти успехи не только прочно закрепить, но и значительно умножить. Необходимо, чтобы концертные планы на 1941-42 г. были составлены и утверждены в сроки, которые позволят филармонии шире развернуть оправдавшую себя абонементную систему.

Решительный перелом должен наступить в гастрольной работе. Сезон 1940-41 г. показал известное улучшение и здесь. Превосходно прошли филармонические гастроли в Свердловске, Харькове, Ростове-на-Дону, в Закавказье. Но наряду с этим, в Туле гастрольный сезон был сорван. В Сталино — центре Донбасса, Ярославле, Саратове, Смоленске, по всей Сибирской магистрали он прошел крайне слабо.

Недооценка гастрольной работы (особенно камерных гастролей) — болезнь многих филармоний. Некоторые директора концертных организаций и по сей день полагают, что они должны требовать из всесоюзных музыкальных центров лишь исполнителей эстрадного жанра. Спора нет, и такие гастроли необходимы, но пропаганда серьезной музыки — первейшая обязанность филармоний, о которой им никак нельзя забывать.

Концертная работа — серьезное и ответственное дело. Оно требует знаний, опыта, энергии и строгого подчинения плану. Провести безупречно новый концертный сезон — почетная обязанность наших филармоний, гастрольных организаций, всех работников музыки и эстрады.



Другие материалы

19 января 1941

«Смена»

О концерте 18 ноября 1941, БЗФ
16 мая 1941

«Ленинградская правда»

О концерте 10 мая 1941, БЗФ

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»