Персоны

Михаил Чулаки

1908–1989
Михаил Чулаки

Биография

Чулаки Михаил Иванович – композитор, в 1937–1938 директор-художественный руководитель Ленинградской филармонии.

В Ленинград Николай Чулаки приехал из Симферополя, здесь окончил музыкальное училище. В 1931 году он получил диплом Ленинградской консерватории, где занимался по композиции в классе профессора Владимира Щербачева, по фортепиано – у Марии Вениаминовны Юдиной.

С 1933 года Чулаки и сам начнет преподавать в консерватории инструментовку, а потом и композицию и проработает, с перерывом на годы войны (1941–1944), до 1948 года.

Чулаки много сочиняет. Его балеты один за другим ставятся на сцене Малого театра оперы и балета – «Сказка о попе и работнике его Балде» (1939), «Мнимый жених» (1946), «Юность» (1949). На премьеру последнего он приедет уже из Москвы. Партийно-идеологические встряски в музыкальном искусстве Чулаки не коснутся. Его здоровая, опирающаяся на русские классические традиции (Бородин, Римский-Корсаков) музыка ничем не беспокоила слух, была профессионально, крепко скроена. И такой стиль отражал органическую природу дарования композитора.

Понятным (во всех отношениях) и надежным (точнее – благонадежным) виделся Михаил Чулаки и партийно-советскому начальству. В пиковые годы войны против собственного народа и культуры Чулаки получал руководящие посты: в 1937–1938 его назначили директором и художественным руководителем Ленинградской филармонии, в 1948-м, после постановления политбюро ЦК ВКП (б) «Об опере Мурадели «Великая дружба», осудившего за формализм цвет отечественной композиторской школы, – председателем Союза композиторов Ленинграда. В том же 1948 году его сменит Соловьев-Седой, а Чулаки переводят в секретариат Союза композиторов СССР.

С этого времени он преподает в Московской консерватории (в 1948 здесь освобождались места), где служит до конца жизни. Бывшие студенты вспоминают о нем тепло, а нынешние продолжают учиться по его пособию «Инструменты симфонического оркестра», впервые изданному в 1950-м, не раз переизданному с авторскими дополнениями.

Музыка Чулаки до начала 1990-х была частью концертной жизни страны, в афишах появлялись его симфонии, романсы включали в свой репертуар известные певцы, а написанная для Ансамбля скрипачей Большого театра пьеса «Русский праздник» стала ярким номером в гастрольных программах этого невероятно популярного долгие годы коллектива.

Для артистов Большого театра Чулаки был не только композитор, но и начальник. В 1955–1959 он занимал пост директора ГАБТа, а 1963–1970 – директора и художественного руководителя. Ему удавалось сохранить равновесие в труппе, традиционно для театрального коллектива такого раздираемой интригами, но, в итоге, не удалось договориться с министерским начальством, и в 1970 Чулаки отправили на пенсию. О своем опыте он написал книгу «Я был директором Большого театра …», вышедшую уже в 1994 году с предисловием сына композитора – писателя Михаила Михайловича Чулаки.

5 января 1969 года в авторском концерте в честь 60-летия Михаила Ивановича Чулаки, который состоялся в Большом зале Ленинградской филармонии, приняли участие артисты Большого театра – его главный дирижер Геннадий Рождественский, солистка Валентина Левко и Ансамбль скрипачей, которым дирижировал во II отделении автор. На сцену он выйдет и на следующий вечер, аккомпанируя на рояле Валентине Левко, исполнившей несколько романсов Чулаки.

И. Р.


Концерты

  • 5 января 1969

    Авторский концерт композитора Михаила Чулаки (к 60-летию со дня рождения)

    Чулаки. Симфония № 2. «Песни и танцы старой Франции». Вокальный цикл «Изобилие». «На русском празднике». Вариации на тему Паганини для ансамбля скрипачей в сопровождении оркестра

  • 6 января 1969

    Концерт популярной музыки
    Ансамбль скрипачей Большого театра СССР
    Художественный руководитель – Юлий Реентович

    В программе: Тартини, Гендель, Паганини, Чулаки, Перселл, Бах, Шуберт, Глазунов, Караев, Мендельсон, Эль Шуан, Сарасате




Другие материалы

Константин Калинис

Константин Калинис

Актер 1907–1976
Григорий Калманович

Григорий Калманович

Альт 1909–1979

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»