Персоны

Симфонический оркестр и хор Варшавской Национальной Филармонии

1901 – наст. время
Фото из буклета, подготовленного Госконцертом СССР к гастролям оркестра и хора Варшавской филармонии по СССР в октябре 1959 года. Хранится в библиотеке Филармонии.
Симфонический оркестр и хор Варшавской Национальной Филармонии

Биография

Симфонический оркестр и хор Варшавской Национальной Филармонии

5 ноября 1901 года в новом, специально построенном для Варшавской филармонии здании, дал свой первый концерт Варшавский филармонический оркестр. Архитектор Иван Козловский проектировал его по образцу здания Парижской Гранд-опера, а новому оркестру вскоре принесли известность выступления с лучшими европейскими композиторами, дирижерами и солистами. За пультом оркестра появлялись Григ и Сен-Санс, Онеггер и Стравинский, Клемперер и Абендрот, с оркестром играли Рахманинов и Прокофьев, Сарасате и Тибо, Артур Рубинштейн и Владимир Горовиц, Эжен Изаи и Павел Коханьский, Пабло Казальс и Григорий Пятигорский. Зарубежные артисты стимулировали развитие коллектива, но формировали его польские музыканты: первый руководитель Эмиль Млынарский (1901–1905) и его последователи – Зыгмунт Носковский, Гжегож Фительберг и другие. Оркестр становится центром музыкальной жизни польской столицы. С ним играют финалисты Международных конкурсов имени Шопена (с 1927-го), имени Венявского (с 1935-го). Он представляет премьеры сочинений современных, в первую очередь польских композиторов.

В 1939 году оркестр прекращает работу, тогда же будет полностью разрушено здание Варшавской филармонии, а многие музыканты погибнут во время войны. Коллектив соберут вновь в 1947 году, а в феврале 1955-го он начнет работать в новом здании Варшавской национальной филармонии. Теперь оркестр дополняет и большой смешанный хор (с 1952-го), и это дает возможность исполнять кантатно-ораториальные сочинения. А с 1956 года оркестр участвует в одном из самых престижных в мире фестивалей современной музыки «Варшавская осень».

Мощный профессиональный взлет коллектива в послевоенные годы и его престиж создавался именами крупнейших дирижеров, в течение долгих лет возглавлявших Варшавскую филармонию. Это Витольд Ровицкий (1950–1977, с перерывом в 1955–1958), которому коллектив обязан свои возрождением, Казимеж Корд (1977–2001), Энтони Вит (2002–2013). С 2013 года оркестром руководит Яцек Каспшик.

С 1952 года оркестр Варшавской филармонии активно гастролирует по всему миру. Он провел более 140 туров на всех пяти континентах – такие данные приводит официальный сайт организации.

Оркестр и хор Варшавской филармонии в концерте в Большом зале 31 октября 1959 года. Дирижер Витольд Ровицкий.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Но в Ленинградскую филармонию артисты приезжали лишь дважды. Впервые – с Витольдом Ровицким на две программы в октябре 1959 года, в рамках гастролей в СССР. Во второй раз – с Казимежем Кордом в апреле 1984 года. Это был период серьезного ухудшения отношений между Польской Народной Республикой и Советским Союзом, период социального взрыва и ожидания перемен в Польше. В этой ситуации, пытаясь поддержать рушащиеся связи, и провели «Дни польской культуры в СССР». К ним приурочили два концерта Варшавской филармонии. Программная концепция – Шопен, Монюшко, Венявский, Шимановский, Килар, Пендерецкий – стала манифестом польской музыки. Исключение составила «Праздничная увертюра» Шостаковича, которой варшавские артисты открыли гастроли.

Оркестр и хор Варшавской филармонии в концерте в Большом зале 31 октября 1959 года. Дирижер Витольд Ровицкий, солистка – Стефания Войтович.
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Польские композиторы занимали важное место и в гастролях 1959 года. Кроме увертюры Моцарта, симфонии Гайдна и «Дафниса и Хлои» Равеля, оркестр исполнил токкату Болеслава Шабельского, «Четыре очерка» Тадеуша Берда, с хором – сочинения Кароля Шимановского: симфонию № 3 «Песнь о ночи» и кантату “Stabat Mater”. Концерт 30 октября был записан Ленинградским радио, а после программы 31 октября Витольд Ровицкий оставил запись в «Золотой книге» со словами признательности в адрес Ленинградской филармонии:

«Мы тронуты теплой встречей публики очень музыкального города Ленинграда и хотели бы выразить нашу искреннейшую благодарность.

Концерты 30-31.X.1959 в Ленинградской филармонии в зале с невероятной акустикой для нашего коллектива были настоящим художественным опытом.

Дирекция филармонии горячо благодарит за заботливую и дружескую помощь.

Директор Национальной Варшавской филармонии

Витольд Ровицкий [и неустановленный персонаж]».

И. Р.


Концерты

  • 30 октября 1959

    (буклет с составом оркестра и хора)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Витольд Ровицкий (ПНР)

    Шабельский. Токката. Шимановский. Симфония № 3 «Песня ночи». Берд. Четыре очерка. Равель. «Дафнис и Хлоя»

  • 31 октября 1959

    1-й концерт 7-го абонемента (буклет с составом оркестра и хора)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Витольд Ровицкий (Польша)

    Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Гайдн. Симфония № 104. Шимановский. «Stabat Mater»




Другие материалы

Кристина Щепаньска

Кристина Щепаньска

Меццо-сопрано 1917–1986
Анатолий Александрович

Анатолий Александрович

Тенор 1922–2016

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»