Персоны

Кшиштоф Пендерецкий

1933–2020

Биография

Пендерецкий Кшиштоф / Krzysztof Eugeniusz Penderecki – польский композитор.

С середины ХХ века польская композиторская школа заявила о себе, как об одной из самых ярких и сильных в Европе. Но и на этом фоне Кшиштоф Пендерецкий завоевал статус композитора номер один, с молодым напором вытесняя с Олимпа живого классика Витольда Лютославского.

Первыми опусами юного Пендерецкого были скрипичные этюды – в послевоенной Польше их было не достать, и подросток, начав заниматься скрипкой, сам сочинял по совету учителя пьесы для развития разных типов скрипичной техники. Всё это происходило в небольшом городе Дембица, где Пендерецкий родился и вырос в образованной среде, окончил гимназию. Профессиональные уроки композиции получил в Высшей школе музыки в Кракове (1955–1958). К концу учебы Пендерецкий уже активно работал в области прикладной музыки: начав с кукольного театра, продолжил в анимации и в итоге написал саундтреки к десяткам анимационных, документальных и художественных фильмов. Еще в нескольких фильмах (среди них картины Стэнли Кубрика, Мартина Скорсезе, Дэвида Линча, Анджея Вайды) будет использована музыка Пендерецкого.

В прикладных жанрах вырабатывались звуковые приемы, которые композитор развивает в академических партитурах. В 1959 году на Всепольском композиторском конкурсе Кшиштоф Пендерецкий получает первые премии сразу в трех номинациях – хоровой, оркестровой и камерной: «Псалмы Давида» для смешанного хора, ударных и струнных (1958), «Эманации» для двух струнных оркестров (1959) и «Строфы» для сопрано, чтеца и десяти инструментов на тексты Менандра, Софокла, библейских книг и персидских рубаи (1959) сразу приносят ему шумную известность. Уже в 1964-м Кшиштоф Пендерецкий становится кавалером Ордена Возрождения Польши, и это будет его первая статусная награда в череде многочисленных национальных и международных званий, орденов, премий. А в 1972-м его назначают ректором Высшей школы музыки в Кракове (преподавал он здесь почти сразу после окончания учебы), и Пендерецкий оказывается единственным беспартийным руководителем высшего учебного заведения страны.

Слава Пендерецкого стремительно распространяется и за пределами Польши. Его сочинения исполняют в Европе, всеобщее признание приносит ему «Плач по жертвам Хиросимы» для 52-х струнных (1960), а премьера его первой оперы (всего их будет пять) «Дьяволы из Лудена» по одноименной новелле Олдоса Хаксли, основанной на реальном сюжете о событиях во французском монастыре в XVII веке, состоится в 1969-м в Государственной Гамбургской опере.

Благодаря польским музыкантам Кшиштофа Пендерецкого узнают и в СССР.

Впервые имя композитора появилось в афише Ленинградской филармонии 21 апреля 1964 года. Тогда в свой концерт с Симфоническим оркестром польский дирижер Генрик Чиж включил «Плач по жертвам Хиросимы». В апреле 1966-го Чиж исполнит эту симфоническую элегию Пендерецкого уже с Заслуженным коллективом, а в апреле 1978 года – с Симфоническим оркестром Лодзинской филармонии, в программу которого поставит и пьесу Пендерецкого “De natura sonoris” («О природе звука»).  «Плач по жертвам Хиросимы» звучал и в программе другого дирижера из Польши – Зигмунта Рыхерта в 1976-м. Весной 1979 года в рамках «Дней польской культуры в СССР» проходят два концерта Симфонического оркестра филармонии под управлением Ежи Катлевича: первая программа 6 апреля полностью отдана Пендерецкому – с Хором Краковской филармонии и польскими солистами исполняется ленинградская премьера «Страстей по Луке», во второй программе 7 апреля звучит пьеса “De natura sonoris”. В следующих «Днях польской культуры в СССР» в апреле 1984 года дирижер Казимеж Корд и Симфонический оркестр и хор Варшавской филармонии представляют еще одну монографию Пендерецкого: с польскими солистами исполняются Партита для концертирующих клавесина, гитары, бас-гитары, арфы, контрабаса с оркестром и оратория “Dies irae” памяти жертв Освенцима.

С конца 1960-х сочинения Пендерецкого всё чаще включают в свои программы и советские, в частности, ленинградские музыканты. В Малом зале звучат его «Строфы» (1967), Струнный квартет № 1 (1968, 1977, Квартет имени Танеева), в концертах Валентина Нестерова появляются кантаты: в 1973-м – “Stabat Mater” для хора (из «Страстей по Луке», 1962), в 1980-м – советская премьера «Меры времени и тишины» для хора, ударных и струнных (1960). В Большом зале в 1977 году Ханяфи Чинакаев впервые в Ленинграде исполняет с Симфоническим оркестром под управлением Тимура Мынбаева Каприччио для гобоя и десяти струнных (1964). Всё это – авангардные сочинения композитора, в которых он использует приемы алеаторики и экспериментирует со звуком, благодаря чему в музыковедческий обиход прочно войдет термин «сонористика». Но к середине 1970-х Пендерецкий всё дальше отходит от авангарда в сторону неоромантизма, а музыка композитора становится не только более доступной, но и более респектабельной. У адептов авангардизма и поклонников Пендерецкого это вызвало разочарование, но его слава живущего классика лишь укреплялась.

Тогда же в 1970-е Пендерецкий начал дирижировать. 14 октября 1980 года он впервые появился за пультом Симфонического оркестра в Ленинградской филармонии в своем авторском вечере. Заметка о концерте, опубликованная на следующий день в «Ленинградской правде», начиналась так:

«БУКЕТАМИ цветов расцвела сцена Большого зала Филармонии имени Д. Д. Шостаковича на авторском вечере выдающегося польского композитора Кшиштофа Пендерецкого».

Все сочинения исполнялись в СССР впервые. Из 1960-х прозвучала лишь пьеса “Anaklasis” для ансамбля 42-х струнных и ударных (1960), остальные опусы относились к 1970 годам: «Пробуждение Иакова» (1974), Адажиетто из оперы по Мильтону «Потерянный рай» (1979) и Скрипичный концерт (1977), который сыграл Григорий Жислин.

18 апреля 1983-го Пендерецкий проведет с этим же оркестром следующий авторский вечер: кроме знакового и уже известного сочинения «Плач памяти жертв Хиросимы» состоятся ленинградские премьеры более раннего Каприччио для скрипки с оркестром (1964) с Григорием Жислиным и нового Виолончельного концерта № 2, его сыграет Иван Монигетти. Оба солиста окажутся важными союзниками Пендерецкого, исполнившими и другие премьерные опусы польского композитора.

Два других авторских вечера 1980-х прошли уже с Заслуженным коллективом. Среди премьер публика услышала Альтовый концерт (Григорий Жислин) и Симфонию № 2 в 1984 году, Первую симфонию в июне 1986-го.

19 ноября того же 1986 года Ленинградский камерный оркестр, солисты Маквала Касрашвили и Геннадий Пиняжин исполняют в Большом зале под управлением Пендерецкого Симфонию № 14 Шостаковича, а на следующий день повторят ее в Малом зале. Это были первые выступления Кшиштофа Пендерецкого с чужой музыкой и единственные, когда в афишу не входили его собственные опусы. В дальнейших программах с Заслуженным коллективом дирижер всегда соединял свои сочинения с мировой классикой. Так, в 1988-м Йо-Йо-Ма исполнил виолончельные концерты Гайдна (до мажор), Шостаковича (№ 1) и Второй концерт самого Пендерецкого (1988), к советским премьерам своих симфоний № 3 (1998) и № 5 (2002) композитор добавил соответственно симфонии № 8 Дворжака и № 4 Бетховена (1998). С бетховенскими симфониями объединил свой Скрипичный концерт № 2 «Метаморфозы» – с Седьмой в 2000-м (Вадим Бродский), Четвертой – в 2002-м (Юлиан Рахлин). В одной программе с «Шотландской» симфонией Мендельсона прозвучала российская премьера Концерта “Resurrection” для фортепиано с оркестром, солировал Барри Дуглас (2004), а петербургскую премьеру “Te Deum” для солистов, двух хоров и оркестра Пендерецкий предварил исполнением “Te Deum” Брукнера (2005).

Первый после длительного перерыва авторский концерт Кшиштофа Пендерецкого проходит в Большом зале 21 июня 2003 года: под его управлением Заслуженный коллектив исполняет Симфонию № 4 и Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром, солировали Борис Пергаменщиков, Иван Монигетти и Александр Рудин. Вечер приурочен к 70-летию композитора. Этой же дате был посвящен состоявшийся на следующий день концерт в Малом зале, в программе которого, среди прочего, Пендерецкий представил российскую премьеру «Псалмов Давида», дирижируя хором “Lege Artis” и инструментальным ансамблем.

Литургические и библейские – Ветхозаветные и Новозаветные – тексты и сюжеты были важным источником вдохновения композитора. Самым масштабным сочинением такого рода стала Симфония № 7 «Семь врат Иерусалима» для пяти солистов, хора и оркестра на тексты библейских псалмов, а также из Книг пророков Иезекиля и Даниила. Симфония была написана по заказу города Иерусалима к его 3000-летию, здесь 9 января 1997 года и состоялась премьера с международным составом участников под управлением Лорина Маазеля. Первое российское исполнение прошло в июне 2001 года в Петербурге во внутреннем саду Эрмитажа, куда публику пускали с Дворцовой площади через отреставрированные ворота, дирижировал автор. Событие это, по мнению значительной части собравшейся публики, скорее напоминало грандиозное светское мероприятие, скрашенное, впрочем, культурологическими символами. Символичным был и номер симфонии – 7, хотя Шестой еще не существовало, она будет завершена уже после Восьмой симфонии лишь в 2017 году и окажется последней. И всё же «Семь врат Иерусалима» на Дворцовой привлекли внимание к личности Кшиштофа Пендерецкого публику, прежде, возможно, и не знавшую о его существовании. И 26 сентября 2007 года на премьере его «Польского реквиема» Большой зал филармонии был переполнен.

«Польский реквием» композитор писал долго. Различные его части (не в каноническом порядке) появлялись и исполнялись с 1980 года и к 1984-му сложились в целостное сочинение, исполненное впервые под управлением Мстислава Ростроповича в Штутгарте. Еще одна часть была дописана в 1993-м, а в 2005-м Пендерецкий вставил в Реквием Чакону для струнных, посвященную памяти папы римского Иоанна Павла II. Именно эта окончательная версия прозвучала под управлением автора в Большом зале.

Об истории «Польского реквиема», о себе, о музыке, о жизни композитор говорил на встрече со слушателями, которая состоялась накануне концерта в Бетховенском фойе. Никто не ожидал такого потока желающих послушать Мастера. Расставленных рядов кресел оказалось недостаточно, заполнились и боковые диваны, а запоздавшие студенты, не найдя свободных мест, рассаживались прямо на полу. Так филармония начала цикл «Встречи с музыкантами», продолжающийся и сегодня.

Несмотря на обилие телекамер, запись встречи не сохранилась. Как не сохранилась сделанная уже самой филармонией запись встречи с Пендерецким перед его авторским вечером 23 февраля 2013 года.

Столь длительный перерыв в выступлениях музыканта в Большом зале связан прежде всего с финансовым кризисом 2008 года, из-за чего филармония была вынуждена резко сократить уже сверстанный бюджет. 29 сентября 2009 года на открытии «Дней Кракова в Санкт-Петербурге» Кшиштоф Пендерецкий дирижировал оркестром “Sinfonietta Cracovia” в Малом зале филармонии. В программе была его музыка и секстет «Воспоминание о Флоренции» Чайковского. Концерт организовали Консульство Польши и Польский институт в Санкт-Петербурге. С их участием прошел в 2013 году мини-фестиваль «Два дня польской музыки». К запланированному филармонией заранее авторскому вечеру Пендерецкого к его 80-летию с Заслуженным коллективом, был экстренно добавлен концерт Феликса Коробова с Академическим симфоническим оркестром к 100-летию Витольда Лютославского. На совместной пресс-конференции перед мини-фестивалем Кшиштоф Пендерецкий не стал говорить о своем старшем коллеге, но рассказал о сочинениях, выбранных для авторской программы, – Симфонии № 3 (1995), уже звучавшей под его управлением в Большом зале, и двух российских премьерах – Концерте для валторны с оркестром «Зимний путь» (2009, солировал Радован Влаткович) и цикле «Три китайские песни» для баритона с оркестром (2008), исполненные Томасом Бауэром.

Это было последнее выступление Кшиштофа Пендерецкого в Петербургской филармонии. 85-летие композитора отметили здесь уже без него 17 октября 2019 года концертом Заслуженного коллектива под управлением Михаила Юровского, в точности повторив программу самого Пендерецкого от 30 июня 2000 года: его Скрипичный концерт «Метаморфозы» (солировал на сей раз Никита Борисоглебский) и Симфония № 7 Бетховена.

Меньше чем через полгода, 29 марта 2020-го, Пендерецкого не стало. Из-за пандемии коронавируса мир пребывал в состоянии локдауна, и прощались с композитором в узком кругу родственников. Пышная государственная церемония состоялась ровно через два года после его смерти, тогда урну с прахом перенесли в Национальный пантеон краковского костела Святых Петра и Павла.

6 апреля 2021 года Академический симфонический оркестр под управлением Владимира Альтшулера дал концерт памяти Кшиштофа Пендерецкого. Память о сотрудничестве музыканта с Петербургской филармонией хранится и в «Золотой книге», где после авторского вечера 1984 года он оставил запись:

“Leningradzkiej Filharmonii z podziwem i wdzięcznością za niezapomniane przeżycia,
Krzysztof Pendereckij”.
«Ленинградской филармонии с восхищением и благодарностью за незабываемые переживания,
Кшиштоф Пендерецкий
21.4.1984».

И. Р.


Концерты

  • 14 октября 1980

    1-й концерт 2-го абонемента

    Кшиштоф Пендерецкий (Польша). Авторский вечер

    Пендерецкий. «Anaklasis»для ансамбля ударных и струнного оркестра. «Пробуждение Якоба». Адажиетто из оперы «Потерянный рай». Концерт для скрипки с оркестром

  • 18 апреля 1983

    Кшиштоф Пендерецкий. Авторский концерт
    Дирижер – Кшиштоф Пендерецкий (ПНР)

    Пендерецкий. Плач по жертвам Хиросимы для 52 струнных. Каприччио для скрипки и оркестра. Концерт для виолончели с оркестром № 2



Кшиштоф Пендерецкий

Кшиштоф Пендерецкий

Композитор, дирижер 21 апреля 1984



Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»