Персоны

Кшиштоф Пендерецкий

1933–2020

Биография

Пендерецкий Кшиштоф / Krzysztof Eugeniusz Penderecki – польский композитор.

С середины ХХ века польская композиторская школа заявила о себе, как об одной из самых ярких и сильных в Европе. Но и на этом фоне Кшиштоф Пендерецкий завоевал статус композитора номер один, с молодым напором вытесняя с Олимпа живого классика Витольда Лютославского.

Первыми опусами юного Пендерецкого были скрипичные этюды – в послевоенной Польше их было не достать, и подросток, начав заниматься скрипкой, сам сочинял по совету учителя пьесы для развития разных типов скрипичной техники. Всё это происходило в небольшом городе Дембица, где Пендерецкий родился и вырос в образованной среде, окончил гимназию. Профессиональные уроки композиции получил в Высшей школе музыки в Кракове (1955–1958). К концу учебы Пендерецкий уже активно работал в области прикладной музыки: начав с кукольного театра, продолжил в анимации и в итоге написал саундтреки к десяткам анимационных, документальных и художественных фильмов. Еще в нескольких фильмах (среди них картины Стэнли Кубрика, Мартина Скорсезе, Дэвида Линча, Анджея Вайды) будет использована музыка Пендерецкого.

В прикладных жанрах вырабатывались звуковые приемы, которые композитор развивает в академических партитурах. В 1959 году на Всепольском композиторском конкурсе Кшиштоф Пендерецкий получает первые премии сразу в трех номинациях – хоровой, оркестровой и камерной: «Псалмы Давида» для смешанного хора, ударных и струнных (1958), «Эманации» для двух струнных оркестров (1959) и «Строфы» для сопрано, чтеца и десяти инструментов на тексты Менандра, Софокла, библейских книг и персидских рубаи (1959) сразу приносят ему шумную известность. Уже в 1964-м Кшиштоф Пендерецкий становится кавалером Ордена Возрождения Польши, и это будет его первая статусная награда в череде многочисленных национальных и международных званий, орденов, премий. А в 1972-м его назначают ректором Высшей школы музыки в Кракове (преподавал он здесь почти сразу после окончания учебы), и Пендерецкий оказывается единственным беспартийным руководителем высшего учебного заведения страны.

Слава Пендерецкого стремительно распространяется и за пределами Польши. Его сочинения исполняют в Европе, всеобщее признание приносит ему «Плач по жертвам Хиросимы» для 52-х струнных (1960), а премьера его первой оперы (всего их будет пять) «Дьяволы из Лудена» по одноименной новелле Олдоса Хаксли, основанной на реальном сюжете о событиях во французском монастыре в XVII веке, состоится в 1969-м в Государственной Гамбургской опере.

Благодаря польским музыкантам Кшиштофа Пендерецкого узнают и в СССР.

Впервые имя композитора появилось в афише Ленинградской филармонии 21 апреля 1964 года. Тогда в свой концерт с Симфоническим оркестром польский дирижер Генрик Чиж включил «Плач по жертвам Хиросимы». В апреле 1966-го Чиж исполнит эту симфоническую элегию Пендерецкого уже с Заслуженным коллективом, а в апреле 1978 года – с Симфоническим оркестром Лодзинской филармонии, в программу которого поставит и пьесу Пендерецкого “De natura sonoris” («О природе звука»).  «Плач по жертвам Хиросимы» звучал и в программе другого дирижера из Польши – Зигмунта Рыхерта в 1976-м. Весной 1979 года в рамках «Дней польской культуры в СССР» проходят два концерта Симфонического оркестра филармонии под управлением Ежи Катлевича: первая программа 6 апреля полностью отдана Пендерецкому – с Хором Краковской филармонии и польскими солистами исполняется ленинградская премьера «Страстей по Луке», во второй программе 7 апреля звучит пьеса “De natura sonoris”. В следующих «Днях польской культуры в СССР» в апреле 1984 года дирижер Казимеж Корд и Симфонический оркестр и хор Варшавской филармонии представляют еще одну монографию Пендерецкого: с польскими солистами исполняются Партита для концертирующих клавесина, гитары, бас-гитары, арфы, контрабаса с оркестром и оратория “Dies irae” памяти жертв Освенцима.

С конца 1960-х сочинения Пендерецкого всё чаще включают в свои программы и советские, в частности, ленинградские музыканты. В Малом зале звучат его «Строфы» (1967), Струнный квартет № 1 (1968, 1977, Квартет имени Танеева), в концертах Валентина Нестерова появляются кантаты: в 1973-м – “Stabat Mater” для хора (из «Страстей по Луке», 1962), в 1980-м – советская премьера «Меры времени и тишины» для хора, ударных и струнных (1960). В Большом зале в 1977 году Ханяфи Чинакаев впервые в Ленинграде исполняет с Симфоническим оркестром под управлением Тимура Мынбаева Каприччио для гобоя и десяти струнных (1964). Всё это – авангардные сочинения композитора, в которых он использует приемы алеаторики и экспериментирует со звуком, благодаря чему в музыковедческий обиход прочно войдет термин «сонористика». Но к середине 1970-х Пендерецкий всё дальше отходит от авангарда в сторону неоромантизма, а музыка композитора становится не только более доступной, но и более респектабельной. У адептов авангардизма и поклонников Пендерецкого это вызвало разочарование, но его слава живущего классика лишь укреплялась.

Тогда же в 1970-е Пендерецкий начал дирижировать. 14 октября 1980 года он впервые появился за пультом Симфонического оркестра в Ленинградской филармонии в своем авторском вечере. Заметка о концерте, опубликованная на следующий день в «Ленинградской правде», начиналась так:

«БУКЕТАМИ цветов расцвела сцена Большого зала Филармонии имени Д. Д. Шостаковича на авторском вечере выдающегося польского композитора Кшиштофа Пендерецкого».

Все сочинения исполнялись в СССР впервые. Из 1960-х прозвучала лишь пьеса “Anaklasis” для ансамбля 42-х струнных и ударных (1960), остальные опусы относились к 1970 годам: «Пробуждение Иакова» (1974), Адажиетто из оперы по Мильтону «Потерянный рай» (1979) и Скрипичный концерт (1977), который сыграл Григорий Жислин.

18 апреля 1983-го Пендерецкий проведет с этим же оркестром следующий авторский вечер: кроме знакового и уже известного сочинения «Плач памяти жертв Хиросимы» состоятся ленинградские премьеры более раннего Каприччио для скрипки с оркестром (1964) с Григорием Жислиным и нового Виолончельного концерта № 2, его сыграет Иван Монигетти. Оба солиста окажутся важными союзниками Пендерецкого, исполнившими и другие премьерные опусы польского композитора.

Два других авторских вечера 1980-х прошли уже с Заслуженным коллективом. Среди премьер публика услышала Альтовый концерт (Григорий Жислин) и Симфонию № 2 в 1984 году, Первую симфонию в июне 1986-го.

19 ноября того же 1986 года Ленинградский камерный оркестр, солисты Маквала Касрашвили и Геннадий Пиняжин исполняют в Большом зале под управлением Пендерецкого Симфонию № 14 Шостаковича, а на следующий день повторят ее в Малом зале. Это были первые выступления Кшиштофа Пендерецкого с чужой музыкой и единственные, когда в афишу не входили его собственные опусы. В дальнейших программах с Заслуженным коллективом дирижер всегда соединял свои сочинения с мировой классикой. Так, в 1988-м Йо-Йо-Ма исполнил виолончельные концерты Гайдна (до мажор), Шостаковича (№ 1) и Второй концерт самого Пендерецкого (1988), к советским премьерам своих симфоний № 3 (1998) и № 5 (2002) композитор добавил соответственно симфонии № 8 Дворжака и № 4 Бетховена (1998). С бетховенскими симфониями объединил свой Скрипичный концерт № 2 «Метаморфозы» – с Седьмой в 2000-м (Вадим Бродский), Четвертой – в 2002-м (Юлиан Рахлин). В одной программе с «Шотландской» симфонией Мендельсона прозвучала российская премьера Концерта “Resurrection” для фортепиано с оркестром, солировал Барри Дуглас (2004), а петербургскую премьеру “Te Deum” для солистов, двух хоров и оркестра Пендерецкий предварил исполнением “Te Deum” Брукнера (2005).

Первый после длительного перерыва авторский концерт Кшиштофа Пендерецкого проходит в Большом зале 21 июня 2003 года: под его управлением Заслуженный коллектив исполняет Симфонию № 4 и Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром, солировали Борис Пергаменщиков, Иван Монигетти и Александр Рудин. Вечер приурочен к 70-летию композитора. Этой же дате был посвящен состоявшийся на следующий день концерт в Малом зале, в программе которого, среди прочего, Пендерецкий представил российскую премьеру «Псалмов Давида», дирижируя хором “Lege Artis” и инструментальным ансамблем.

Литургические и библейские – Ветхозаветные и Новозаветные – тексты и сюжеты были важным источником вдохновения композитора. Самым масштабным сочинением такого рода стала Симфония № 7 «Семь врат Иерусалима» для пяти солистов, хора и оркестра на тексты библейских псалмов, а также из Книг пророков Иезекиля и Даниила. Симфония была написана по заказу города Иерусалима к его 3000-летию, здесь 9 января 1997 года и состоялась премьера с международным составом участников под управлением Лорина Маазеля. Первое российское исполнение прошло в июне 2001 года в Петербурге во внутреннем саду Эрмитажа, куда публику пускали с Дворцовой площади через отреставрированные ворота, дирижировал автор. Событие это, по мнению значительной части собравшейся публики, скорее напоминало грандиозное светское мероприятие, скрашенное, впрочем, культурологическими символами. Символичным был и номер симфонии – 7, хотя Шестой еще не существовало, она будет завершена уже после Восьмой симфонии лишь в 2017 году и окажется последней. И всё же «Семь врат Иерусалима» на Дворцовой привлекли внимание к личности Кшиштофа Пендерецкого публику, прежде, возможно, и не знавшую о его существовании. И 26 сентября 2007 года на премьере его «Польского реквиема» Большой зал филармонии был переполнен.

«Польский реквием» композитор писал долго. Различные его части (не в каноническом порядке) появлялись и исполнялись с 1980 года и к 1984-му сложились в целостное сочинение, исполненное впервые под управлением Мстислава Ростроповича в Штутгарте. Еще одна часть была дописана в 1993-м, а в 2005-м Пендерецкий вставил в Реквием Чакону для струнных, посвященную памяти папы римского Иоанна Павла II. Именно эта окончательная версия прозвучала под управлением автора в Большом зале.

Об истории «Польского реквиема», о себе, о музыке, о жизни композитор говорил на встрече со слушателями, которая состоялась накануне концерта в Бетховенском фойе. Никто не ожидал такого потока желающих послушать Мастера. Расставленных рядов кресел оказалось недостаточно, заполнились и боковые диваны, а запоздавшие студенты, не найдя свободных мест, рассаживались прямо на полу. Так филармония начала цикл «Встречи с музыкантами», продолжающийся и сегодня.

Несмотря на обилие телекамер, запись встречи не сохранилась. Как не сохранилась сделанная уже самой филармонией запись встречи с Пендерецким перед его авторским вечером 23 февраля 2013 года.

Столь длительный перерыв в выступлениях музыканта в Большом зале связан прежде всего с финансовым кризисом 2008 года, из-за чего филармония была вынуждена резко сократить уже сверстанный бюджет. 29 сентября 2009 года на открытии «Дней Кракова в Санкт-Петербурге» Кшиштоф Пендерецкий дирижировал оркестром “Sinfonietta Cracovia” в Малом зале филармонии. В программе была его музыка и секстет «Воспоминание о Флоренции» Чайковского. Концерт организовали Консульство Польши и Польский институт в Санкт-Петербурге. С их участием прошел в 2013 году мини-фестиваль «Два дня польской музыки». К запланированному филармонией заранее авторскому вечеру Пендерецкого к его 80-летию с Заслуженным коллективом, был экстренно добавлен концерт Феликса Коробова с Академическим симфоническим оркестром к 100-летию Витольда Лютославского. На совместной пресс-конференции перед мини-фестивалем Кшиштоф Пендерецкий не стал говорить о своем старшем коллеге, но рассказал о сочинениях, выбранных для авторской программы, – Симфонии № 3 (1995), уже звучавшей под его управлением в Большом зале, и двух российских премьерах – Концерте для валторны с оркестром «Зимний путь» (2009, солировал Радован Влаткович) и цикле «Три китайские песни» для баритона с оркестром (2008), исполненные Томасом Бауэром.

Это было последнее выступление Кшиштофа Пендерецкого в Петербургской филармонии. 85-летие композитора отметили здесь уже без него 17 октября 2019 года концертом Заслуженного коллектива под управлением Михаила Юровского, в точности повторив программу самого Пендерецкого от 30 июня 2000 года: его Скрипичный концерт «Метаморфозы» (солировал на сей раз Никита Борисоглебский) и Симфония № 7 Бетховена.

Меньше чем через полгода, 29 марта 2020-го, Пендерецкого не стало. Из-за пандемии коронавируса мир пребывал в состоянии локдауна, и прощались с композитором в узком кругу родственников. Пышная государственная церемония состоялась ровно через два года после его смерти, тогда урну с прахом перенесли в Национальный пантеон краковского костела Святых Петра и Павла.

6 апреля 2021 года Академический симфонический оркестр под управлением Владимира Альтшулера дал концерт памяти Кшиштофа Пендерецкого. Память о сотрудничестве музыканта с Петербургской филармонией хранится и в «Золотой книге», где после авторского вечера 1984 года он оставил запись:

“Leningradzkiej Filharmonii z podziwem i wdzięcznością za niezapomniane przeżycia,
Krzysztof Pendereckij”.
«Ленинградской филармонии с восхищением и благодарностью за незабываемые переживания,
Кшиштоф Пендерецкий
21.4.1984».

И. Р.


Концерты

  • 14 октября 1980

    1-й концерт 2-го абонемента

    Кшиштоф Пендерецкий (Польша). Авторский вечер

    Пендерецкий. «Anaklasis»для ансамбля ударных и струнного оркестра. «Пробуждение Якоба». Адажиетто из оперы «Потерянный рай». Концерт для скрипки с оркестром

  • 18 апреля 1983

    Кшиштоф Пендерецкий. Авторский концерт

    Пендерецкий. Плач по жертвам Хиросимы для 52 струнных инструментов. Каприччио для скрипки и оркестра. Концерт для виолончели с оркестром № 2



Кшиштоф Пендерецкий

Кшиштоф Пендерецкий

Композитор, дирижер 21 апреля 1984



Другие материалы

Елена Панкова

артистка балета

Владимир Семенюк

дирижер

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»