Персоны
Маквала Касрашвили
Биография
Касрашвили Маквала Филимоновна / მაყვალა კასრაშვილი – грузинская певица, сопрано.
Маквала Касрашвили училась в Грузии. Сначала в Кутаисском музыкальном училище, затем в Тбилисской консерватории. Но успех к ней придет вдалеке от грузинских сцен. В 1966 году певицу принимают в стажерскую группу Большого театра, уже на следующий сезон переводят в основную труппу. Здесь она поет долгие годы, исполнит более 30 партий.
С театром Маквала Касрашвили выезжает на зарубежные гастроли, за которыми следуют и личные контракты. Ее ценят за удивительное владение совершенно разными стилями. В Лондонском Ковент-Гардене почитают как «моцартовскую» певицу, здесь Касрашвили поет в операх «Дон Жуан» и «Милосердие Тита» (последняя была специально поставлена под приглашенную советскую певицу сопрано), в театрах Вены, Мюнхена, Вероны, Торонто она исполняет партии в операх Верди, Вагнера, Пуччини, Масканьи, Рихарда Штрауса, Чайковского, Мусоргского. Ее Аиде, Татьяне, Сантуцце и другим героиням, мастерски воплощенным не только с вокальной, но и с актерской точки зрения, аплодировала публика Праги, Гамбурга, Рима, Варшавы, Хельсинки, Сеула… Среди оперных сцен была и петербургская сцена Мариинского театра, где в 1990-е Маквала Касрашвили пела Ортруду в вагнеровском «Лоэнгрине» и Иродиаду в «Саломее» Штрауса. Но приезжать в Ленинград-Петербург она начнет гораздо раньше.
В 1970 году Маквала Касрашвили дебютирует в Малом зале Ленинградской филармонии в дуэте с Ириной Архиповой. В 1972-м впервые появляется в Большом зале в концерте молодых солистов ГАБТа. С этого момента обе филармонических сцены становятся частью ее гастрольных маршрутов. В дуэте с Зурабом Соткилавой Касрашвили поет сцены из опер Верди, Пуччини, Масканьи. Под управлением Альгиса Жюрайтиса исполняет с Еленой Образцовой и Заслуженным коллективом дуэт Аиды и Амнерис (1985), а с Академическим симфоническим оркестром – оперу «Орфей и Эвридика» Глюка (концертная версия): Касрашвили – Эвридика, Образцова – Орфей (1988).
В Большой зал Маквала Касрашвили приезжает с Грузинским камерным оркестром и его руководителем Лианой Исакадзе для премьерного исполнения в СССР авторской оркестровой редакции «Маленькой торжественной мессы» Россини (1984), с оркестром Владимира Спивакова «Виртуозы Москвы» поет в “Gloria” Вивальди и Мессе фа мажор Баха (1986).
В сольных программах певицы, представленных в ансамбле со своей постоянной пианисткой Лией Могилевской, – романсы и песни Мусоргского, Чайковского, Рахманинова, де Фальи, Стравинского, Прокофьева. Его вокальный цикл «Пять стихотворений Анны Ахматовой» Касрашвили поет 21 июня 1989 года в вечере, посвященном 100-летию поэтессы.
В репертуаре Касрашвили много Шостаковича, которого она часто поет и на обеих филармонических сценах. Это Четырнадцатая симфония, в которой певица солирует с Ленинградским камерным оркестром, в том числе и под управлением Кшиштофа Пендерецкого, это циклы «Сатиры», «Семь романсов на стихи Блока» и цикл «Из еврейской народной поэзии». Касрашвили участвует в исполнении первой редакции цикла – с Лией Могилевской за роялем поет в 1979-м с Галиной Борисовой и Алексеем Масленниковым, а в 1988-м, в последнем выступлении в Малом зале, – с Борисовой и Константином Плужниковым. С участием Маквалы Касрашвили проходит ленинградская премьера оркестровой версии «Из еврейской народной поэзии» в 1975 году под управлением Юрия Темирканова (МЗФ, Нина Исакова, Масленников). Этим циклом Шостаковича завершится петербургская филармоническая биография певицы 29 декабря 1993 года в Большом зале: в концерте «Виртуозов Москвы» она солирует с Ниной Гапоновой (Красновой) и тем же Алексеем Масленниковым – единственным из участников памятной премьеры, прошедшей 15 января 1955 года в Малом зале Ленинградской филармонии под аккомпанемент автора.
Покинув сцену, Маквала Касрашвили осталась активной участницей музыкального процесса. С 2002 года она заведует оперной труппой Большого театра, с 2014-го является помощником музыкального руководителя театра. Параллельно, с 2013 года певица делится секретами мастерства со студентами Центра оперного пения Галины Вишневской.
О. Р.
Концерты
-
24 января 1972
Молодые солисты Большого Театра Союза ССР
В программе: Чайковский, Глинка, Даргомыжский, Бородин, Гендель, Верди, Гуно, Сен-Санс, Россини, Пуччини
-
19 февраля 1976
Вокальный вечер
Маквала КасрашвилиВ программе: Прокофьев, Мусоргский, Рахманинов, Де Фалья, Пуччини, Гершвин
-
4 января 1985
4-й концерт 4-го абонемента
Вечер итальянской оперной музыки
Дирижер – Альгис ЖюрайтисРоссини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». Пуччини. Прощание Мими из оперы «Богема». Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки». Ария Тоски из оперы «Тоска». Масканьи. Фрагменты из оперы «Сельская честь».. Верди. Фрагменты из оперы «Аида»
-
5 января 1985
(повтор программы 4 января)
Вечер итальянской оперной музыки
Дирижер – Альгис ЖюрайтисРоссини. Увертюра к опере «Сорока-воровка». Пуччини. Прощание Мими из оперы «Богема». Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки». Ария Тоски из оперы «Тоска». Масканьи. Фрагменты из оперы «Сельская честь».. Верди. Фрагменты из оперы «Аида»
-
21 июня 1989
Торжественный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения А. А. Ахматовой
В программе: слово об Ахматовой, Белов, Лурье, Б. Чайковский, Шопен, Прокофьев