Персоны

Лиана Исакадзе

Род. в 1946

Биография

Исакадзе Лиана Александровна / ლიანა ალექსანდრეს ასული ისაკაძე – скрипачка, дирижер.

В юности Лиана Исакадзе тайком от родителей пробиралась на конюшню и, оседлав коня, лихо неслась галопом. Умение «оседлать» любую ситуацию она сохранит на всю жизнь, станет победительницей международных конкурсов, возглавит собственный оркестр в Грузии, а в трудные времена вывезет его в полном составе в Германию, станет основательницей множества фестивалей в разных точках мира и даже, «оседлав» новое время, соберет ансамбль «Виртуозы Facebook». И всё это, не расставаясь со скрипкой, которая, по словам Исаказде, «давно стала кусочком ее души и тела».

Музыку она выбрала с раннего детства, а вот скрипку – по случаю, из-за простуды. С трех лет не отходила от рояля, сочиняя нехитрые пьески или подбирая по слуху знакомую мелодию. Но, когда пришло время поступать в тбилисскую школу-десятилетку, экзамены на фортепианное отделение Лиана проболела. Поправилась к прослушиваниям в класс скрипки, прошла, и больше о смене инструмента никогда не задумывалась.

Успех приходит к ней рано. В девять лет Исакадзе уже выступает с оркестром, через год дает первый сольный концерт, в 12 лет становится лауреатом Закавказского конкурса скрипачей, в 14 получает вторую премию на Всесоюзном конкурсе в Москве. Еще через два года, окончив экстерном школу, Лиана Исакадзе переберется в столицу, где станет студенткой Давида Ойстраха. В концертах его консерваторского класса она трижды выступит в 1966-м и 1967-м в Малом зале Ленинградской филармонии. В программках не указаны регалии молодой Исакадзе, между тем к этому времени в ее биографии случилась важная победа – в 1965 году она завоевала первую премию Международного конкурса Маргариты Лонг и Жака Тибо. Первое место Исакадзе получит и на Конкурсе имени Сибелиуса в Хельсинки в 1970-м, менее удачно выступит в том же году на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, где займет четвертое место.

Бурная гастрольная жизнь скрипачки начинается еще с середины 1960-х, но в Большом зале Ленинградской филармонии Исакадзе дебютирует только в 1971 году Пятым концертом Моцарта. В ближайшие годы она будет появляться здесь именно в симфонических программах – играть концерты Глазунова, Мендельсона, Шостаковича с обоими филармоническими оркестрами – ЗКР и АСО, с Симфоническим оркестром Грузии. Сольные вечера скрипачки проходят поначалу только в Малом зале. В них звучат сонаты Грига, Франка, Брамса, Шостаковича, Онеггера, Равеля, Дебюсси, пьесы Шёнберга, соната Шнитке. Скрипичный концерт Шнитке в Малом зале Исакадзе исполняет в 1982 году с Ленинградским камерным оркестром.

В том же сезоне она впервые приезжает в Большой зал с Грузинским камерным оркестром. Его Лиана Исакадзе возглавила в 1981-м. По собственному признанию, за дирижерский пульт становиться не собиралась, планируя лишь художественное руководство коллективом. Но быстро вошла во вкус новой профессии. В Ленинградской филармонии Исакадзе не только играет с Камерным оркестром Грузии популярные скрипичные концерты барочных мастеров, но и дает изысканные программы с неизвестной публике музыкой: в исполнении грузинских артистов под ее управлением впервые в Ленинграде прозвучат фрагменты из музыки к пантомиме «Дон Жуан» Глюка, комическая опера Телемана «Неравный брак, или Пимпиноне» и опера Иоганна Кристиана Баха «Амадис Галльский», «Картины с Востока» Шумана, “Happy End” для струнного оркестра Эдисона Денисова…

Чаще появляясь в Филармонии со своим коллективом, Исакадзе продолжает выступать здесь с сольными вечерами и с филармоническими оркестрами. В 1983-м, к 100-летию основания Заслуженного коллектива (бывшего Придворного оркестра) играет в Большом зале в один вечер концерты Брамса, Баха и, впервые в Ленинграде, сложнейший Концерт Шенберга. В 1988-м с Исакадзе «в главной роли» проходит Вечер концертных симфоний – Иоганна Кристиана Баха для скрипки и виолончели с Иваном Монигетти, для скрипки, виолончели, флейты и гобоя с Монигетти, Валентином Черенковым и Владимиром Курлиным, Моцарта для скрипки и альта с Олегом Крысой, Гайдна для скрипки, виолончели, гобоя и фагота с Монигетти, Курлиным и Олегом Талыпиным: Ленинградским камерным оркестром дирижирует Леонид Корчмар. Еще один вечер инструментальных концертов проходит в мае 1990-го с Заслуженным коллективом под управлением Василия Синайского: кроме скрипичного Брамса Исакадзе исполняет двойной концерт Гайдна с Владимиром Крайневым, и тройной Бетховена с Крайневым и Давидом Герингасом.

После выступления все участники оставляют запись в Филармонической книге автографов:

«Всегда огромное счастье играть в Вашем зале. Мы любим вашу публику и желаем всем счастья!
Л. Исакадзе
В. Крайнев
В. Синайский
Д. Герингас
27.05.1990».

«Счастье», пожалуй, и есть самое точное слово, которое можно применить к Лиане Исакадзе. Она была счастлива на сцене и заражала этим чувством публику, оркестр, дирижера и ансамблевых партнеров. Неслучайно она так любила играть концерты для нескольких сольных инструментов: целый вечер совместного музицирования!

Гонорар солистов того чудесного вечера 27 мая 1990 года перечислялся в Фонд культуры на сооружение памятника Чайковскому, который, впрочем, так и не появится. А сама Лиана Исакадзе вскоре начнет искать средства не на увековечивание памяти музыкантов прошлого, а на жизнь музыкантов своего тбилисского оркестра. Эти средства она найдет. В 1991 году сразу три города Германии предложат стать для Грузинского камерного оркестра домом. Лиана Исакадзе выберет баварский городок Ингольштадт. Правительство отремонтирует для ее оркестра концертный зал, зарплаты будет платить концерн «Ауди». Так родится удивительный даже по названию коллектив – Ингольштадский грузинский камерный оркестр. Позже большинство музыкантов получат немецкое гражданство, а освободившиеся пульты займут коренные немцы. Тогда же Исакадзе откроет в Ингольштадте Академию имени Давида Ойстраха, где будет преподавать сама, куда устроит коллег по оркестру. Со временем административная нагрузка станет слишком большой, начнет чрезмерно отвлекать от сольной карьеры. Грузинский камерный оркестр придется оставить. Ведь Исакадзе по-прежнему ждали в Карнеги-холле и Консертгебау, в залах Берлина, Парижа, Вены, Токио… Приезжала она с концертами в Тбилиси и Батуми, где наряду с Веной, Лихтенштейном и Москвой проводила авторские фестивали. А вот в Петербургской филармонии скрипачка не играла целых десять лет!

В 2000 году она вновь выйдет на сцену Большого зала: с Заслуженным коллективом под управлением Николая Алексеева сыграет Первый концерт Шостаковича. А в 2003-м в Малом зале состоятся несколько туров Скрипичного конкурса Лианы Исакадзе. Планировалось, что конкурс будет проводиться в Петербурге раз в три года. Но эта идея не воплотилась.

Последние годы Лиана Исакадзе живет в Париже, но затрудняется сказать, где ее дом – в Москве или Тбилиси, в Германии или Франции. В программе «Линия жизни», снятом на канале «Культура» в 2016 году, Лиана Александровна вспоминала о прожитых годах с неизменным чувством юмора и оптимизма. Верхом на лошадях она больше не ездит, но умение жить, вовлекая в свой ритм окружающих, определенно сохранила.

О. Р.


Концерты

  • 30 июня 1970

    (анонс, информация из газеты «Ленинградская правда» от 1 июля 1970 года)

    Концерт лауреатов IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского

    (программа не указана)

  • 24 октября 1971 (днем)

    1-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Александр Скульский (г. Горький)

    Вебер. Увертюра к опере «Вольный стрелок». Моцарт. Концерт для скрипки с оркестром № 5. Шуберт. Симфония № 4 «Трагическая»

  • 26 октября 1976

    Симфонический концерт
    Государственный Заслуженный оркестр Грузии
    Дирижер – Джансуг Кахидзе

    Вебер. Увертюра к опере «Оберон». Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Малер. Адажиетто из Симфония № 5. Онеггер. «Летняя пастораль». Канчели. Симфония № 4 «Памяти Микеланджело»

  • 26 февраля 1979

    Симфонический концерт
    Дирижер – Джансуг Кахидзе

    Вагнер. Увертюра к опере «Риенци». Глазунов Концерт для скрипки с оркестром. Пярт. Cantus (памяти Бенджамина Бриттена). Канчели. Симфония № 3

  • 23 ноября 1980 (днем)

    1-й концерт 10-го абонемента «Дебюты молодых дирижеров»

    Симфонический концерт
    Дирижер – Вахтанг Мачавариани (Тбилиси)

    Моцарт. Увертюра к опере «Дон Жуан». Мачавариани. Концерт для скрипки с оркестром. Бетховен. Симфония № 5

  • 8 декабря 1980

    2-й концерт 2-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ондрей Ленард (Чехословакия)

    Шостакович. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Дворжак. Симфония № 8

  • 9 декабря 1980

    2-й концерт 8-го абонемента (повтор программы 8 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Ондрей Ленард (Чехословакия)

    Шостакович. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Дворжак. Симфония № 8

  • 8 марта 1982

    Государственный камерный оркестр Грузии
    Дирижер – Лиана Исакадзе

    Респиги. Сюита «Старинные арии и танцы». Гайдн. Концерт для виолончели с оркестром № 1. Шуман. «Картины с Востока». Глюк. Фрагменты из балета «Дон Жуан»

  • 9 марта 1982

    Государственный Камерный оркестр Грузии
    Дирижер – Лиана Исакадзе

    Вивальди. «Времена года». Глюк. Фрагменты из балета «Дон Жуан»

  • 10 февраля 1983

    Вечер музыки для камерного оркестра
    Художественный руководитель, дирижер и солистка – Лиана Исакадзе

    Шёнберг. Поэма «Просветлённая ночь». Гайдн. Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром. Мендельсон. Симфония для струнного оркестра № 9 «Швейцарская»

  • 11 февраля 1983

    Вечер музыки для камерного оркестра
    Художественный руководитель, дирижер и солистка – Лиана Исакадзе

    Шуберт. Увертюра для струнного оркестра. Гайдн. Симфония № 44 («Траурная»). Мендельсон. Концерт для скрипки с оркестром. Вивальди. Концерт для скрипки и струнного оркестра ми минор. Россини. Соната для струнного оркестра № 3

  • 5 марта 1983

    3-й концерт 11-го абонемента

    К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического симфонического оркестра филармонии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Серов

    Шёнберг. Концерт для скрипки с оркестром. Мессиан. Поэмы для Ми

  • 6 марта 1983

    К 100-летию Заслуженного коллектива РСФСР академического симфонического оркестра филармонии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Эдуард Серов

    Бах. Концерт для скрипки с оркестром ми мажор. Шёнберг. Концерт для скрипки с оркестром. Брамс. Концерт для скрипки с оркестром

  • 20 июня 1985

    6-й концерт 8-го абонемента

    Музыка ХХ века
    Дирижер и солистка – Лиана Исакадзе

    Шнитке. Concerto grosso № 1. Габуния. Басня для трех солистов и струнного оркестра. Гершвин. Семь сцен из оперы «Порги и Бесс»

  • 21 июня 1985

    XXII фестиваль искусств СССР «Белые ночи»
    Дирижер и солистка – Лиана Исакадзе

    Телеман. Комическая опера «Неравный брак, или Пимпиноне». Денисов. «Happy End» для струнного оркестра. Гершвин. Семь сцен из оперы «Порги и Бесс»




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»