Персоны

Александр Титов

Род. в 1954

Биография

Титов Александр Вениаминович – дирижер, пианист, хормейстер.

Отдавая сына в Ленинградское хоровое училище, родители Александра Титова знали о его природных способностях, но вряд ли могли предвидеть результат. Юный капелланин и сам не очень был увлечен учебой и лишь к 6-му классу погрузился в музыку – и хоровую (в классе дирижирования занимался у Анатолия Павловича Емелина), и фортепианную – своего педагога Сергея Германовича Николаева Титов вспоминает с особой теплотой.

Училище он оканчивает с отличием в 1971-м, в консерватории учится (1971–1976) сразу на двух факультетах: фортепианном – у Валерия Генслера, дирижерско-хоровом – у Авенира Михайлова, у него же пройдет ассистентуру-стажировку и начнет преподавать на кафедре. Продолжит и собственное образование, получив в 1981 году диплом оперно-симфонического дирижера в классе Ильи Мусина.

Звание лауреата II премии Международного конкурса дирижеров Мин-Он в Токио (1988) вносит серьезные изменения в жизнь Александра Титова. В консерватории он переходит преподавать на кафедру оперно-симфонического дирижирования, которую с 2010-го возглавляет (среди его выпускников – руководитель Бостонского оркестра Андрис Нельсонс, сделавшие успешную международную карьеру главный дирижер Филармонического оркестра радио NDR Станислав Кочановский и главный дирижер Ташкентского Большого театра оперы и балета Денис Власенко, постоянные участники филармонических концертов Федор Леднев, Алексей Ньяга…). В исполнительской карьере Титова появляются международные контракты. Он дирижирует спектаклями в миланском «Ла Скала», венецианском Ла Фениче, в Дрезденской Штаатсопере, выступает с Лондонским и Шотландским оркестрами Би-Би-Си, Мюнхенским филармоническим, Бамбергским симфоническим, гастролирует в Японии и Китае, во Франции, Испании, Норвегии и Финляндии, в США и странах Латинской Америки. Востребован музыкант и в России: позицию приглашенного дирижера он занимал в Большом (2002–2009) и Мариинском (1988–2005, 2016–2018) театрах.

Свой коллектив у Александра Титова появится лишь в 2007 году, когда он возглавит Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр, которым руководит (с двумя перерывами) и сегодня. С этим оркестром он дает плановые концерты на домашней площадке – в Зеркальном зале Дворца Белосельских-Белозерских, часто выступает и в филармонии.

Но имя Александра Титова утвердилось в филармонической афише гораздо раньше.

23 марта 1975 года в Малом зале имени Глинки проходит вечер музыки ленинградских композиторов, премьера сочинения Александра Кнайфеля «Возникновение» (‘’Status nascendi’’) звучит в исполнении Камерного хора под управлением студента Александра Титова. С весны 1979 года Титов выступает в Малом зале по нескольку раз в сезон. Он сам придумывает программы, сам собирает исполнителей из своих друзей и тех, кто готов разделить его культуртрегерские идеи – хоровиков, инструменталистов, певцов, а в концертах выступает и как хормейстер, и как пианист-ансамблист, и как дирижер. Если вы никогда не слышали «Памятник Джезуальдо ди Веноза» Стравинского и его кантату на слова неизвестных английских авторов XV–XVI вв., или вокальный цикл Хиндемита «Юная служанка», или не подозревали, что Шуберт и Шуман сочиняли вокальные дуэты, терцеты и квартеты, то вы обязательно приходили на концерты, придуманные Титовым. За роялем он аккомпанировал в тематических программах Нелли Ли, Елене Рубин, Николаю Думцеву, под его аккомпанемент Тамара Сморякова исполняла арии Баха, песни Моцарта, Бетховена, Шопена, Мусоргского. Он составлял концерты из редко звучащих и неизвестных сочинений Лучано Берио, Кшиштофа Пендерецкого, Луиджи Ноно, Карлхайнца Штокхаузена, Луиджи Даллапиккола, Джона Кейджа, Хельмута Лахенмана, Маурицио Кагеля и Ханса Вернера Хенце, проводил монографические вечера, посвященные Стравинскому, Хиндемиту, Чарльзу Айвзу, Альфреду Шнитке, на фестивалях современной музыки представлял сочинения, в том числе премьеры, Анатолия Королева, Леонида Десятникова, Люциана Пригожина, Александра Раскатова, Александра Вустина, Эдисона Денисова, Николая Корндорфа… Все эти концерты до конца 1980-х проходили в Малом зале при большом стечении публики. Но интересовали Титова не только современники. Под его управлением исполнялись программы, посвященные Баху, арии Генделя с Эриком Курмангалиевым, вечера итальянской и французской духовной музыки XIV–XV веков – с ансамблем “Pro anima”, европейской и русской хоровой музыки – с Хором студентов консерватории, концертные исполнения опер – «Бастьен и Бастьенна» Моцарта, «Король Артур, или Британский герой» и «Тимон Афинский» Пёрселла.

Паваной и Чаконой Пёрселла в оркестровой версии Бриттена Александр Титов открыл свой первый концерт в Большом зале филармонии, который дал с Симфоническим оркестром консерватории 27 декабря 1987 года в дневном абонементе «Дебюты молодых дирижеров». Вслед за Пёрселлом прозвучали Скрипичный концерт Баха с Михаилом Безверхним и кантата Шнитке «История доктора Иоганна Фауста». С этого времени Титов дирижирует в Большом зале постоянно – Заслуженным коллективом, Академическим симфоническим оркестром, потом – и своим СПбГАСО.

Его оркестровые программы более академичны. В них – симфонии Гайдна и Моцарта, Бетховена (№№ 3, 6, 9), Мендельсона (№№ 3, 4), Брамса (№№ 2 и 4), Брукнера (№ 7), Малера (№№ 2, 3, 4, 5, 10), Рахманинова (№№ 2, 3 «Симфонические танцы»), Чайковского (№№ 4, 5, 6), Скрябина (№ 3), Прокофьева (№№ 2, 3, 5, 6, 7), Шостаковича (№№ 1, 4, 5, 7, 10). Но, конечно, и симфонии Шнитке (№ 1), Тертеряна (№№ 3 и 8), Караманова (№№ 3 и 20). Среди кантатно-ораториальных сочинений есть привычные в репертуаре “Gloria” Вивальди, «Коронационная месса» Моцарта, «Колокола» Рахманинова, «Кармина Бурана» Орфа, но также редкие в афише кантаты Пуленка “Stabat Mater” и «Засуха», кантата Прокофьева «К 20-летию Октября», опера-оратория «Царь Эдип» и «Симфония псалмов» Стравинского, Реквиемы Шумана и Сен-Санса, «Месса жизни» Фредерика Дилиуса, Торжественная месса Берлиоза, впервые прозвучавшая в России (1999).

Ремарка «1-е исполнение» нередко появляется в концертах Александра Титова. В числе осуществленных им премьер – «Торжественная японская музыка» Рихарда Штрауса, «Третий и последний завет» для пяти солистов, двух фортепиано, органа, звучащего креста и большого оркестра Николая Обухова, музыка балета «Ящик с игрушками» Дебюсси, кантата «Рождественская ночь» Гуго Вольфа, «Прелюдия, фуга и риффы» для кларнета и джазового оркестра Леонарда Бернстайна, Концерт № 4 для фортепиано с оркестром Николая Капустина (солировал Игорь Урьяш), симфония для фортепиано с оркестром «Метамузыка» Валентина Сильвестрова, посвященная Алексею Любимову.

Любимов исполнял в Большом зале под управлением Александра Титова и Концерты Иоганна Кристиана Баха, Гайдна, Рахманинова (№ 4), Уствольской, Стравинского, Лиана Исакадзе играла труднейший Скрипичный концерт Шенберга, Наталия Гутман – Виолончельный концерт Дворжака, Стивен Иссерлис – Концерт Прокофьева. В программах дирижера солировали и артисты филармонических оркестров – Ханяфи Чинакаев (Концерт для гобоя Рихарда Штрауса), Илья Козлов («Античный» концерт для скрипки с оркестром Респиги), Александр Шило (Контрабасовый концерт Кусевицкого).

Классики и авангардисты комфортно соседствовали в афишах Титова. Он находил и прямые связи между композиторами, разделенными веками, предлагая слушателям Concerto grosso, соч. 6 № 7 Генделя в переложении для струнного квартета с оркестром Шёнберга, Вариации Лучано Берио на тему Боккерини “Ritrata notturna di Madrid”. Дирижер всегда откликался на предложения исполнить незнакомые партитуры в филармонических абонементах, инициировал премьеры сам, новинки звучали под его управлением и в программах фестиваля «От авангарда до наших дней», организованного фондом композитора Игоря Рогалева «Музыка и современность».

Именно в рамках этого фестиваля Титов начал знакомить публику филармонии с русским авангардом 1920-х годов, на десятилетия выпавшим из концертного обихода. Этот период музыкальной истории страны – отдельная область интересов дирижера. Особенно занимают Титова три главные фигуры русского авангарда – Гавриил Попов, Николай Рославец и Александр Мосолов. Когда-то их музыка звучала в Большом зале и приветствовалась критикой, которая к середине 1930-х уже точно определилась с «классово враждебной» сущностью авангардистов. Так судьба талантливых людей навсегда была искорежена режимом. Лишь к концу 1980-х их партитуры извлекались из небытия, став свидетельством того, как могла бы развиваться отечественная музыка, если бы не подвергалась травле.

Александр Титов включал в свои программы в Большом зале и ранние сочинения этих композиторов, звучавшие когда-то на филармонической сцене: «Комсомолию» для хора и оркестра и кантату «Октябрь» Рославца, Фортепианный концерт Мосолова – в 1928-м его исполнял в Большом зале автор, в 1994-м – Вадим Пальмов, Первую симфонию Попова – именно после ее премьеры в БЗФ в 1935 году разразился скандал. Под управлением Титова прозвучали и неизвестные опусы композиторов, написанные в конце 1930-х – Концерт для арфы с оркестром Мосолова (Ирина Донская), фрагменты из музыки к кинофильму «Бежин луг» (его снимал Сергей Эйзенштейн, но картина так и не вышла в прокат по идеологическим соображениям, хотя ее название не должно вызывать тургеневских иллюзий: фильм был о Павлике Морозове). Отдельный концерт, проведенный Титовым со своим оркестром и Академическим русским хором имени Свешникова 20 сентября 2015 года, был посвящен 70-летию со дня Победы. В нем звучали сочинения военной поры – фрагменты музыки к кинофильмам Дмитрия Шостаковича и три мировые премьеры: вокально-симфоническая поэма «Донбасс, Донбасс!» (1942) и симфония-поэма «Украина» (1943) Александра Мосолова, увертюра-кантата «К Победе» (1944) Гавриила Попова.

В дискографии дирижера (в ней более ста наименований) серия «Музыка военной поры» занимает особое место. В нее вошли 18 дисков, которые Александр Титов записал с Санкт-Петербургским академическим симфоническим оркестром в 2008 году, почти сразу, как возглавил коллектив. Их сотрудничество дважды прерывалось из-за конфликта дирижера с административной дирекцией СПбГАСО: почти на четыре года в 2013–2017 и на несколько месяцев – в 2020-м. Сейчас Титов продолжает планомерную работу с коллективом, дает с ним концерты и в Большом зале. Но программы его стали вполне академичными и даже популярными – как со своим, так и с филармоническими оркестрами. Впрочем, когда в сезоне 2021/2022 филармония объявила шотландца Джеймса МакМиллана (James MacMillan, род. в 1959) композитором-резидентом, премьеры его двух сочинений – фантазии «Британия» и “Larghetto” – провел с Академическим симфоническим оркестром именно Александр Титов.

И. Р.




Другие материалы

Вивиана Софроницкая

Орган Род. в 1960

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»