Персоны

Николай Думцев

Род. в 1942

Биография

Думцев Николай Михайлович – певец, тенор.

Николай Думцев родился в Костромской области. В поселковой общеобразовательной школе не было даже учителя пения, но пионервожатая собирала голосистых учеников, разучивала с ними песни и даже ездила на районные смотры. Так маленький Коля сразу же стал солистом. В старшие классы его перевели в другую школу, уже в райцентре, где были и уроки пения, и хоровой кружок. В 1960-м Думцев приехал в Ленинград и поступил в Музыкальное училище имени Римского-Корсакова. Учебу прервет трехгодичная служба в армии, которую он проходит в Германии в войсках связи, а последние 7 месяцев – в Ансамбле песни и пляски. Училищный диплом получит в 1968-м, потом окончит консерваторию (1973) и аспирантуру (1976) у Бориса Лушина.

Еще студентом, с 1972-го, Николай Думцев начинает работать в «Ленконцерте», а в 1977 году его приглашают в труппу Малого театра оперы и балета (Михайловского). Здесь он поет Альфреда и Ленского, Левко в «Майской ночи», Лыкова в «Царской невесте» и Берендея в «Снегурочке», Дона Оттавио в «Дон Жуане» и Графа Альмавиву в «Севильском цирюльнике», появляется и в операх ленинградских композиторов.

В 1986 году по семейным обстоятельствам Николай Думцев увольняется из театра и пять лет служит солистом Тюменской филармонии (1986–1991). Именно в этот период в его ленинградском филармоническом хронографе наступает пауза, хотя певец и участвует в двух заранее запланированных в Большом зале программах: исполняет партию Рассказчика в кантате Шнитке «История доктора Иоганна Фауста» (1987), солирует в премьере оратории Франка «Заповеди блаженства» (1988). В 1991 году артист возвращается в штат «Петербург-концерта» («Ленконцерт»), а график его выступлений в филармонии обретает прежнюю интенсивность.

Думцев дебютировал здесь на сцене Малого зала в 1970-м в концерте студентов вокального факультета консерватории и вскоре занял прочное место в афише камерной филармонической площадки. Певец участвует в дневных лекциях-концертах, посвященных Глинке, Бородину, Чайковскому и Римскому-Корсакову, Гайдну, Бетховену, Шуберту и Шуману, Дебюсси и Равелю. Ему доверяют исполнения ленинградские-петербургские композиторы. В программе, посвященной Шуберту, он исполняет в ансамбле с коллегами его терцеты «Адвокаты» и «Свадебное жаркое», солирует в кантате «В честь Йозефа Шпендоу» и Мессе соль мажор. В тематическом вечере «Моцарт и Сальери» поет арии из опер «композиторов-соперников», а во II отделении – партию Моцарта в опере Римского–Корсакова «Моцарт и Сальери».

В Малом зале Николай Думцев представляет редкие вещи: три сочинения Бенджамина Бриттена с солирующим тенором – “Canticle III”, Серенаду для тенора, валторны и струнных, Ноктюрн, соч. 60 (впервые в СССР); «Итальянскую книгу песен» Гуго Вольфа (весь цикл) – в 1986-м с Екатериной Громовой, в 1993-м с Татьяной Мелентьевой, в этом же концерте под аккомпанемент Софьи Вакман звучит цикл Глинки «Прощание с Петербургом». Здесь проходят и несколько сольных вечеров певца – с ариями из опер и оперетт (1994, 1995), романсами Римского-Корсакова и Чайковского (1996), оперными ариями и дуэтами Даргомыжского, Россини и романсами ХХ века – Шостаковича, Свиридова, Салманова, Хренникова, Кабалевского (1998).

Николай Думцев быстро учит новый материал и становится непременным участником программ взыскательных дирижеров в обоих филармонических залах. В гастрольном концерте Симфонического оркестра Министерства культуры СССР Геннадия Рождественского певец солирует в премьере Симфонии № 4 Альфреда Шнитке (1984), под управлением Джемала Далгата – в оратории «Рай и Пери» Шумана (ЗКР, 1983) и оратории Франка «Заповеди блаженства» (премьера, ЗКР, 1988). В программах Валентина Нестерова поет в мессах и кантатах Баха, в «Песне песней» Сергея Слонимского и вокальном цикле Бориса Арапова «Четыре времени года». С участием Думцева в концертах под управлением Александра Титова звучат «Колокола» Рахманинова, опера Пёрселла «Король Артур», несколько опусов Игоря Стравинского: «Свадебка», «Байка про Лису, Петуха да Барана» и Кантата на слова неизвестных английских авторов XV–XVI веков.

Стилистический диапазон, в котором Николай Думцев чувствует себя комфортно, охватывает несколько веков. Потому его охотно приглашает в свои концерты с Заслуженным коллективом Игорь Блажков. В списке их совместных работ – опера-оратория «Царь Эдип» (Эдип, БЗФ, 1982) и траурные каноны «Памяти Дилана Томаса» (МЗФ, 1982) Стравинского, премьеры в СССР оратории «Иевфай» Кариссими (БЗФ, 1982), мотета “Quam dilecta tabernacula” Рамо (БЗФ, 1983) и “Dixit Dominus” Генделя (БЗФ, 1985), «Страстей по Луке» Телемана (МЗФ, 1984) и фрагментов из оперы Бортнянского «Алкид» (МЗФ, 1985).

В российской премьере кантаты Франка «Семь слов Христа Спасителя на кресте», представленной 31 марта 2001 года Академическим симфоническим оркестром под управлением Эдуарда Серова, Николай Думцев последний раз выходит на сцену Большого зала. В 2002-м он начнет преподавать на музыкальном факультете университета турецкого города Афьон, а с 2004-го – в Педагогическом университете имени Герцена. Участием в юбилейном вечере своей коллеги по кафедре сольного пения Татьяны Смелковой, который состоялся 4 апреля 2008 года в Малом зале, Николай Думцев завершил свою филармоническую биографию.

И. Р.


Концерты

  • 30 ноября 1980

    1-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Арапов. Хореографическая поэма «Портрет Дориана Грея». Камерная опера «Дождь»

  • 24 января 1981 (днем)

    3-й концерт 14-го абонемента

    Музыка – детям
    Старинная вокальная и инструментальная музыка
    Дирижер – Михаил Орехов

    Бах. Кантата «Schweigt stille, plaudert nicht» («Кофейная»). Паизиелло. Опера «Учитель и его ученики»

  • 25 января 1981 (днем)

    3-й концерт 15-го абонемента. Повтор дневной программы 24 января.

    Музыка – детям
    Старинная вокальная и инструментальная музыка
    Дирижер – Михаил Орехов

    Бах. Кантата «Schweigt stille, plaudert nicht» («Кофейная»). Паизиелло. Опера «Учитель и его ученики»

  • 30 марта 1981

    5-й концерт 6-го абонемента

    Георг Филипп Телеман (к 300-летию со дня рождения)
    Дирижер – Валентин Нестеров

    Телеман. Сюита «Застольная музыка». Сюита для виолончели и струнного оркестра. Концерт для гобоя и струнного оркестра. Соната для фагота и струнного оркестра. Фрагменты оратории «Страсти по Луке»

  • 3 мая 1981 (днем)

    Концерт, посвященный 300-летию валторны

    В программе: Вебер, Рейнбергер, Шуберт, Хиндемит, Брукнер, Сибелиус, Буяновский

  • 12 марта 1982

    5-й концерт 6-го абонемента

    Игорь Стравинский (к 100-летию со дня рождения)
    Дирижер – Игорь Блажков

    В программе: Стравинский

  • 13 марта 1982

    (повтор программы 12 марта)

    Игорь Стравинский (к 100-летию со дня рождения)
    Дирижер – Игорь Блажков

    В программе: Стравинский

  • 25 декабря 1982

    К 100-летию Заслуженного коллектива Республики академического симфонического оркестра Филармонии
    Симфонический концерт
    Дирижер – Владислав Чернушенко

    Канчели. Largo для струнного оркестра. Шостакович, Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Бриттен. Серенада для тенора, валторны и струнных. Воан-Уильямс. Сюита «Цветок полевой» для альта, малого хора и малого оркестра

  • 4 апреля 1983

    XIX Ленинградская музыкальная весна
    Симфонический концерт
    Дирижер – Валентин Кожин

    Ган. Праздничная увертюра для симфонического оркестра. Пригожин. Симфония № 3. Успенский. Симфоническая поэма «Посвящение мужеству». Банщиков. I картина из оперы «Горе от ума» по одноименной комедии А. Грибоедова

  • 30 июня 1983

    6-й концерт 18-го абонемента

    Музыка трех столетий
    Дирижер – Игорь Блажков

    Перселл. Сюита из оперы «Диоклетиан, или Пророчица». Бах. Концерт для двух скрипок и оркестра ре минор. Стравинский. «Свадебка» (версия 1917 г.). «Свадебка» (версия 1923 г.)

  • 10 ноября 1984

    Неизвестные симфонии Дворжака
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Дворжак. Симфония № 2. Шнитке. Симфония № 4

  • 6 апреля 1985

    4-й концерт 16-го абонемента

    Гендель (к 300-летию со дня рождения)
    Дирижер – Игорь Блажков

    Гендель. Сюита из балета «Терпсихора». Концерт для органа с оркестром, соч. 4 № 4. «Dixit Dominus Domino meo»

  • 19 апреля 1985

    4-й концерт 3-го абонемента

    К 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
    Симфонический концерт
    Дирижер – Исмаил Гаджиев

    Гаджиев. Симфоническая поэма «За мир». Ализаде. Симфония № 4 (Мугамная). Рзаев. Симфоническая поэма «Насими». Скрябин. Концерт для фортепиано с оркестром. «Поэма экстаза»




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»