Персоны

Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР

Создан в 1957

Биография

Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР / Симфоническая капелла России – коллектив, созданный в 1957 году как Оперно-симфонический оркестр Всесоюзного радио.

Название «Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР» коллектив носил в 1982–1991 годы, когда его возглавлял Геннадий Рождественский. Именно в это время оркестр приезжал на гастроли в Большой зал Ленинградской филармонии.

Между тем история оркестра началась в 1957 году, когда на Всесоюзном радио, где с 1930 года существовал Большой симфонический оркестр (ныне БСО имени Чайковского), приняли решение создать еще один коллектив – Оперно-симфонический оркестр. Его основной задачей было исполнение и записи сочинений, прежде всего опер, советских композиторов. В архиве и сегодня хранятся пленки с операми, авторы которых едва ли известны современному слушателю. Но записывалась и классика, не шедшая на театральных сценах. Неудивительно, что первым главным дирижером такого оркестра назначили Самуила Самосуда, имевшего бесценный опыт руководства ленинградским МАЛЕГОТом, Большим театром и Музыкальным театром Станиславского и Немировича-Данченко. Самуилу Абрамовичу Самосуду было уже 73 года, в 1962-м после инсульта он вынужден оставить оркестр. Художественным руководителем назначают воспитанника московской школы Евгения Алексеевича Акулова (1905–1996). На этом посту он тоже задержится ненадолго, уже в 1964-м Акулова сменит 32-летний Юрий Аранович – выпускник Ленинградской консерватории по классу Николая Рабиновича, успевший побывать главным дирижером Ярославской филармонии. С энтузиазмом и напором молодости Аранович пытается изменить статус своего нового коллектива, который остается «пасынком» в структуре Всесоюзного радио. Артисты получают несравнимо более низкие по сравнению с музыкантами БСО зарплаты, их публичные концерты ограничиваются Колонным залом, а репертуар – далеко не всегда качественной советской музыкой. Но и эти партитуры Аранович готовит с максимальной тщательностью. Его сотрудничество с Оперно-симфоническим оркестром прерывается в 1971-м, сразу после подачи документов на переезд в Израиль. Все сделанные Арановичем записи немедленно размагнитили.

Имя следующего руководителя оркестра никак не предвещало схожего финала. Ведь это был Максим Шостакович. При нем из названия оркестра исчезает слово «оперный», коллектив чаще дает публичные концерты, в 1972 году с Капеллой Юрлова выезжает на первые гастроли: в городах Сибири и Дальнего Востока исполняет «Патетическую ораторию» Георгия Свиридова и Пятнадцатую симфонию Дмитрия Шостаковича. Но в 1981 году, выступая в Германии, Максим Шостакович обращается в консульство США за политическим убежищем. Его называют «предателем Родины», а из биографии великого композитора вымарывают какие-либо следы непутевого сына.

Демарш Максима Шостаковича сказывается и на репутации оркестра. Его название тоже предпочитают стереть из памяти, а из структуры Всесоюзного радио и телевидения убирают. Так в 1982 году появляется Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР, а его главным дирижером становится Геннадий Николаевич Рождественский.

Это был самый яркий 10-летний период в истории коллектива, полный новых идей, проектов, премьер. Из фактически служебного оркестр перешел в разряд главных в столице, стал событийным центром ее музыкальной жизни.

Отдельный сюжет выстроился и в отношениях оркестра Рождественского с Ленинградской филармонией. Они складывались по законам романического жанра – с завязкой, бурным развитием, кризисом, приведшим к разрыву, счастливым продолжением, внезапным финалом. Именно оркестр Рождественский сделал главным героем этого сюжета, не отвлекаясь на имена солистов (громких почти не было). Оркестр, а еще музыку, едва ли не всегда открываемую заново. Надо отдать должное и филармонической публике 1980-х. Она с жадностью принимала эти открытия, переполняя Большой зал и внимая комментариям дирижера, которыми он предварял все концерты.

Уже в трех первых гастрольных программах осени 1982 года почти все сочинения шли с пометкой «1-е исполнение». 7 ноября, не отходя от традиции исполнения в праздничный день музыки композиторов советских республик, но рассматривая эту самую традицию под «рождественским» углом, дирижер представляет две симфонии – № 4 и № 5 – гениального и «неформатного» Авета Тертеряна. Советская музыка звучит и в следующий праздничный день, и тоже впервые в Ленинграде: это музыка балета Прокофьева «На Днепре» и оконченная Дмитрием Шостаковичем опера «Скрипка Ротшильда», которую не успел завершить его ученик Вениамин Флейшман, погибший в сентябре 1941-го под Ленинградом. 9 ноября Рождественский обращается к австрийской музыке – Кассации Моцарта и монодраме Арнольда Шенберга «Счастливая рука» (тоже впервые), а завершает вечер вальсами и польками парижанина Эмиля Вальдтейфеля.

Следующие гастроли оркестра состоятся в апреле 1984 года и станут самыми масштабными. С 10 по 18 апреля Рождественский представляет со своим коллективом семь разных программ. Последняя пройдет в Малом зале, где солисты оркестра исполнят инструментальные концерты. Шесть вечеров коллектив играет в Большом зале. Первые два концерта оркестр дает в рамках фестиваля «Ленинградская музыкальная весна» с музыкой ленинградских композиторов – Ромуальда Гринблата, Александра Кнайфеля, Андрея Петрова, Рейна Лаула, из классики – Симфония № 10 Шостаковича. Концерты 13, 14 и 15 апреля образовали мини-цикл «Брукнер и его время»: дирижер знакомит публику с двумя так называемыми «нулевыми» симфониями Брукнера, не вошедшими в основной список девяти симфоний композитора. «Его время» представлено семейством Штраусов (13.04) и Мендельсоном (14.04) – в ленинградской премьере кантаты «Вальпургиева ночь» участвует Камерный хор Министерства культуры СССР, которым руководит Валерий Полянский. Хор исполняет и a cappell’ное сочинение Арнольда Шенберга «Мир на земле» в заключительном концерте мини-цикла (15.04). Программа этого вечера выстроена не вполне традиционно: в I отделении, помимо Шенберга, звучат Струнный квартет Симона Зехтера – учителя Брукнера (его играют музыканты оркестра) и Фантазия для фортепиано в четыре руки Карла Черни, которую исполняют Виктория Постникова и Геннадий Рождественский, во II отделении звучит Симфония № 1 Брукнера.

Вместе с хором Полянского проходит и последний в Большом зале концерт гастрольной серии – с Мессой № 6 Шуберта и ленинградской премьерой кантаты Альфреда Шнитке «История доктора Иоганна Фауста». Ее первое исполнение в Москве сопровождалось громким скандалом: до концерта не допустили Аллу Пугачеву, которая должна была петь партию Мефистофеля-жестокого карателя. Страницу с именем певицы аккуратно вырезали из заранее напечатанного объемного буклета. Партию исполняла Раиса Котова, а Мефистофеля-сладкоголосого обольстителя пел, как и планировалось, Эрик Курмангалиев. С этим буклетом и приехали москвичи на ленинградские гастроли. Но дирекция филармонии, найдя в нем крамолу (при всем желании обнаружить ее сейчас в тексте не удается, нет ее там!), запретило продажу. За 15 минут до концерта об этом узнал Рождественский, сказав, что на сцену не выйдет, пока публика не получит буклет. Из этой «итальянской забастовки» Геннадий Николаевич вышел победителем: через двадцать (!) минут после предполагаемого начала концерта полную тишину в зале нарушили шаги билетеров, проходивших по рядам и раздававших слушателям, уже бесплатно, буклеты.

Премьера кантаты Шнитке стала мощнейшим событием концертной жизни. Его Четвертую симфонию Рождественский привезет на следующие гастроли оркестра МК СССР в ноябре 1984 года, которые уже не вызовут большого ажиотажа. Хотя все исполняемые сочинения звучали с пометкой «1-е исполнение в Ленинграде». Это были «Берлинский реквием» Курта Вайля, Филармонический концерт Пауля Хиндемита, Концерт для клавесина с оркестром Галуппи (Виктория Постникова), увертюра «Роберт Браунинг» Чарльза Айвза. В списке, впрочем, оказалась и музыка балета Прокофьева «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», премьера которой на самом деле прошла в авторском концерте композитора с Филармоническим оркестром под управлением Владимира Дранишникова 12 февраля 1927 года (позднее «Шут» звучал в программах Эрнеста Ансерме в 1929-м и Фрица Штидри в 1937-м).

Объединяющей идеей гастрольных концертов стали ранние симфонии Дворжака. Они не публиковались при жизни композитора, Первую он и вовсе считал утерянной, а в исполнительской и издательской практике симфонии, известные сегодня под номерами 5, 6, 7, 8 и 9, обозначались как симфонии №№ 1, 2, 3, 4, 5. Это продолжалось вплоть до середины ХХ века, и в ленинградских филармонических программках самая популярная, последняя симфония «Из Нового Света» всегда стояла как Пятая. Порядковый номер со временем был уточнен, но ранние симфонии Дворжака в Большом зале никогда не звучали. Их впервые исполнил со своим оркестром Геннадий Рождественский 9, 10, 12 и 13 ноября 1984 года. 14 ноября оркестр и хор МК СССР завершили гастроли Большой Мессой до минор Моцарта.

Моцарт и Онеггер (все его пять симфоний) стояли в афишах концертов оркестра в Большом зале 20, 22, 23, 26 и 27 ноября 1985 года. По городу были развешены и афиши отдельного концерта хора Полянского с опусом 37 Рахманинова – так стыдливо обозначали «Всенощную», уже прозвучавшую в новейшие времена в Капелле. Но москвичам исполнять ее запретили. Нервы тогда изрядно потрепали всем: недавно занявшему директорское кресло Станиславу Блиничкину, пытавшемуся по телефону переубедить обкомовского инструктора, художественному руководителю филармонии Виталию Сергеевичу Фомину, курсировавшему от кабинета директора к комнате редакторов – то с облегченным «разрешили», то с мрачным «запретили», Ирине Родионовой – редактору, сообщавшему эту информацию Рождественскому и пытавшуюся его уговорить не отменять гастроли. Геннадий Николаевич их, конечно, отменил. Он не привык проигрывать. О продолжении сотрудничества речь не шла.

В 1986 году Оркестр МК СССР и его шеф приехали на серию программ в концертный зал «Октябрьский», но его аудитория не оценила непривычных для зала гостей. В сентябре 1987 года Рождественский возвращается в Большой зал филармонии. Отношения восстанавливаются с осторожностью. Рождественский дает с оркестром лишь два концерта с несвойственным ему почти полным повтором программы: Вариации памяти Олдоса Хаксли Стравинского, Концерт для фортепиано и струнных Шнитке (Постникова), «Пасифик 231» Онеггера; в первый вечер звучит Симфония № 4 Глазунова, во второй – Сюита № 3 Чайковского.

30 апреля 1988 года Рождественский открывает в Большом зале цикл концертов «Все симфонии Ральфа Воан-Уильямса». Их девять. Исполняются по три в каждой гастрольной серии: 30 апреля, 2 и 3 мая 1988-го, 28, 30 и 31 октября 1988-го, 28, 30 апреля и 3 мая 1989 года. Почти все звучат впервые: №№ 1, 3 и 5 – в Ленинграде, №№ 6, 7, 8 и 9 – в СССР. Вряд ли присутствовавшая в зале публика помнила Вторую и Четвертую симфонии, исполненные (соответственно) Королевским филармоническим оркестром под управлением Малкольма Сарджента в феврале 1963-го и Лондонским симфоническим оркестром под управлением Андре Превина в апреле 1971 года.

Первый сет посетила вдова композитора и его биограф 77-летняя Урсула Воан-Уильямс. После премьеры Третьей симфонии и вдохновленный реализацией проекта Геннадий Николаевич, и тронутая вниманием к творчеству мужа Урсула Воан-Уильямс написали в «Золотой книге»:

«Счастье поставить свою подпись в этом волнующем документе –
Геннадий Рождественский
Ленинград
3.5.88».

“With greetings and admiration –
From Ursula Vaughan Williams –
(As a musician but a devoted member of many audiences.)
Ursula Vaughan Williams
3rd May 1988”.

«С приветом и восхищением –
от Урсулы Воан-Уильямс –
(как музыканта и как преданного представителя многочисленных слушателей).
3 мая 1988».

Симфонии Воан-Уильямса Геннадий Рождественский ставил в самый разный музыкальный контекст. Здесь была и проверенная классика – Фортепианный концерт № 21 Моцарта (Постникова) и Кларнетовый № 1 Вебера (солист оркестра Михаил Семенов), Симфония № 5 Мендельсона и даже мелодекламация Грига «Берглиот» на стихи Бьёрнсона в исполнении самого Рождественского. Было и немало ХХ века – Барток, Стравинский, Курт Вайль, из премьер – «Второй сет для хора и оркестра» Айвза, «Псалм № 100» Регера–Хиндемита, пьеса для оркестра «Солнцеход» американца Карла Рагглза, Две песни Шрекера на стихи Уитмена ( Елена Устинова), Симфония № 1 Карла Хартмана для контральто ( Елена Рубин) с оркестром “Versuch eines Requiem” («Опыт Реквиема») тоже на слова Уолта Уитмена. В список советских премьер вошел и Флейтовый концерт Анатоля Виеру, исполненный солисткой оркестра Ириной Лобзень. Геннадий Николаевич с особым вниманием относился к музыкантам своего коллектива, а в осенней серии 1988 года, за полчаса до начала концерта, они играли в Большом зале камерные сочинения композиторов, объявленных в основной программе. Эти «пролегамены» были не обязательными для посещения, публике позволялось входить и выходить из зала, но по мнению дирижера они настраивали аудиторию на нужную атмосферу. Форма не прижилась и не использовалась в следующих гастролях. Они окажутся последними. Кроме заключительного цикла симфоний Воан-Уильямса, Оркестр Министерства культуры СССР представит авторский вечер Бориса Тищенко: премьеры его оперетты «Тараканище» и Симфонии № 6, посвященной памяти Евгения Мравинского.

В начале 1992 года с поста главного дирижера уйдет Геннадий Рождественский, хотя сотрудничество с оркестром продолжит – в именном абонементе Московской филармонии, на зарубежных гастролях. По предложению Рождественского появится и новое название коллектива – Государственная симфоническая капелла России. В ее состав войдут и бывший СО МК СССР, и бывший Камерный хор МК СССР, который возглавлял Валерий Полянский. Он и станет новым художественным руководителем и главным дирижером Симфонической капеллы. В ее репертуарной политике сохранятся традиции, заложенные при основании оркестра еще в 1957-м: Полянский за эти годы осуществит концертное исполнении двух сотен опер. Среди них будут и новинки, но не они теперь определяют афишу объединенного коллектива. При этом оркестр и хор, осуществляя общие проекты, имеют и свои отдельные творческие планы. В гастрольных маршрутах Капеллы России появятся страны континентальной Европы и Юго-Восточной Азии, Великобритания и США. В Петербургской филармонии в новом статусе коллектив пока не выступал.

И. Р.


Концерты

  • 7 ноября 1982

    3-й концерт 1-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Тертерян. Симфония № 4. Симфония № 5. Бах–Моцарт. Адажио и фуга ре минор

  • 8 ноября 1982

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Прокофьев. Музыка балета «На Днепре». Флейшман–Шостакович. Одноактная опера «Скрипка Ротшильда»

  • 9 ноября 1982

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Моцарт. Кассация № 2. Шёнберг. Драма с музыкой «Счастливая рука». Вальдтейфель. Вальсы и польки

  • 9 ноября 1984

    1-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Дворжак. Симфония № 1. Прокофьев. Музыка балета «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего»

  • 10 ноября 1984

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Дворжак. Симфония № 2. Шнитке. Симфония № 4

  • 11 ноября 1984

    Вечер хоровой музыки
    Камерный хор Министерства культуры СССР

    Брукнер. Мотеты. Шнитке. Реквием из музыки к драме Шиллера «Дон Карлос»

  • 12 ноября 1984

    Все произведения исполняются в Ленинграде впервые

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Дворжак. Симфония № 3. Вайль. «Берлинский реквием». Хиндемит. Филармонический концерт (вариации для оркестра)

  • 13 ноября 1984

    Все произведения исполняются в Ленинграде впервые

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Галуппи. Концерт для клавесина с оркестром. Айвз. Увертюра «Роберт Браунинг». Дворжак. Симфония № 4

  • 14 ноября 1984

    Моцарт. Месса до минор
    Дирижер – Валерий Полянский

    Моцарт. Большая месса до минор

  • 28 октября 1988

    Концерт предваряется камерной программой (без уточнения)

    Все симфонии Ральфа Воан-Уильямса
    4-й концерт цикла
    Художественный руководитель и главный дирижер – Геннадий Рождественский

    Регер–Хиндемит. Псалм № 100 для хора и оркестра. Воан-Уильямс. Симфония № 4

  • 30 октября 1988

    Концерт предваряется камерной программой (без уточнения)

    Все симфонии Ральфа Воан-Уильямса
    5-й концерт цикла
    Художественный руководитель и главный дирижер – Геннадий Рождественский

    Резничек. Увертюра к опере «Донна Диана». Шрекер. Две песни на стихи Уолта Уитмена. Рагглс. «Солнцеход». Воан-Уильямс. Симфония № 5

  • 31 октября 1988

    Концерт предваряется камерной программой (без уточнения)

    Все симфонии Ральфа Воан-Уильямса
    6-й концерт цикла
    Симфонический концерт
    Художественный руководитель и главный дирижер – Геннадий Рождественский

    Мендельсон. Симфония № 5 «Реформационная». Воан-Уильямс. Симфония № 6

  • 27 апреля 1989

    5-й концерт 13-го абонемента

    Борис Тищенко. Авторский вечер
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Тищенко. Оперетта «Тараканище». Симфония № 6 (памяти Е. А. Мравинского)

  • 28 апреля 1989

    7-й концерт цикла

    Все симфонии Ральфа Воан-Уильямса
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Свендсен. «Зорагайда». Стравинский. Концерт для скрипки с оркестром ре мажор. Воан-Уильямс. Симфония № 7 «Антарктическая»

  • 30 апреля 1989

    8-й концерт цикла

    Все симфонии Ральфа Воан-Уильямса
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Хартман. Симфония № 1 «Versuch eines Requiems». Воан-Уильямс. Симфония № 8

  • 3 мая 1989

    9-й концерт цикла

    Все симфонии Ральфа Воан-Уильямса
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Виеру. Концерт для флейты с оркестром. Воан-Уильямс. Симфония № 9




Другие материалы

Хоттэм

(для произведений)

Нигг

(для произведений) 1924-2008

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»