Персоны

Эрик Курмангалиев

1959–2007

Биография

Курмангалиев Эрик / Эрик Салим-Меруэт – певец, контратенор.

4 ноября 1980 года Киевский камерный оркестр и хор мальчиков «Звоночек» Киевского Дворца пионеров исполнили в Большом зале Ленинградской филармонии под управлением Антона Шароева “Stabat Mater” Перголези, солировали сопрано Елена Шароева (дочь дирижера) и альт Эрик Курмангалиев. Этот концерт был сценическим дебютом ставшего вскоре знаменитым обладателя редкого, а тогда единственного в стране голоса – контратенора.

Эрик Курмангалиев родился в Казахстане. В школьные годы шесть лет провел в интернате, здесь в теле- и радиотрансляциях впервые услышал классическую музыку и навсегда влюбился в оперу.

После школы он поступил на подготовительные курсы Алма-Атинской консерватории и через год поехал учиться в Москву. В консерваторию его не взяли, просто не знали, что делать с таким необычным голосом, хотя присутствовавшая на экзамене Нина Дорлиак осталась под сильным впечатлением от таланта абитуриента. К Нине Львовне Курмангалиев еще попадет в консерваторскую аспирантуру, с ним она поедет на Международный конкурс молодых певцов в Хертогенбос (Нидерланды, 1987). Первую премию в мужской номинации Курмангалиеву тогда не дали (ее не дали никому) всё по той же причине: жюри так до конца и не поверило, что перед ними конкурсант, а не конкурсантка, но присудили вторую премию. Нина Дорлиак до конца жизни старалась поддержать Курмангалиева, благодаря ей певец познакомится со Святославом Рихтером, станет участником его знаменитых «Декабрьских вечеров».

Но всё это будет позднее, а пока, потерпев неудачу в консерватории, Эрик Курмангалиев поступает в Гнесинский музыкально-педагогический институт, где в 1985-м получает диплом. Здесь, впрочем, всё тоже шло не так гладко – после первого курса студента отчислили, он ушел на срочную армейскую службу, потом восстановился, а второкурсником дебютировал на сцене – сразу в ленинградском филармоническом Большом зале.

Именно в студенческие годы к Курмангалиеву приходит первый успех. Для публики он становится сенсацией, для руководителей концертных залов – гарантией аншлагов. На уникальный голос Курмангалиева обращает внимание Альфред Шнитке, который ищет ровно такого певца в квартет солистов своей Второй симфонии. В 1982 году ее премьера с участием Курмангалиева состоится в Москве и Ленинграде: в июне в Большом зале Симфоническим оркестром филармонии и Государственным Камерным хором Министерства культуры СССР дирижирует Геннадий Рождественский. Он же представляет здесь и две другие премьеры Шнитке, уже со своим Государственным симфоническим оркестром Министерства культуры СССР и хором – кантату «История доктора Иоганна Фауста» (апрель, 1984) и Симфонию № 4 (ноябрь, 1984): партии Мефистофеля-сладкоголосого обольстителя в кантате и контратенора в симфонии композитор пишет уже в расчете на Эрика Курмангалиева.

В кантате «История доктора Иоганна Фауста» певец еще раз выступит в Большом зале в декабре 1987 года с Симфоническим оркестром консерватории под управлением Александра Титова, в концерте которого в октябре 1986-го дебютировал на сцене Малого зала имени Глинки, исполнив с Оркестром старинной и современной музыки арии из опер и ораторий Генделя.

Барочные и раннеклассические арии – Скарлатти, Вивальди, Буамортье, Гайдна, Россини, но чаще всего Генделя – звучат в концертах Эрика Курмангалиева с различными ансамблями старинной музыки и в его сольных программах – вокально-органных вечерах в ансамбле с Людмилой Голуб (1994, 1998) и Олегом Киняевым (1999) в Большом зале и в концертах под аккомпанемент фортепиано: в Малом зале в 1987-м и 10 июня 1995-го (это, последнее здесь выступление он разделил с Яной Иваниловой), в Большом зале 22 октября 2001 года. В тот вечер Курмангалиев отошел от привычного для публики амплуа, исполнив не только арии Россини, но также романсы Чайковского, Рахманинова, арию Вани из оперы Глинки «Иван Сусанин» и третью песню Леля из «Снегурочки» Римского–Корсакова. Мечту спеть их в настоящем оперном спектакле Курмангалиеву осуществить так и не удастся. Его Ваню, Леля, Ратмира, Зибеля прослушивали в Большом и Мариинском театрах, но ни туда, ни туда не взяли.

Театральные амбиции певца реализовались совсем в другом жанре. В 1991 году Роман Виктюк начинает репетировать пьесу Дэвида Хвана «М. Баттерфляй» о французском дипломате, прожившем 17 лет с солисткой пекинской оперы Сонг Лилинг, которая оказалась шпионом и трансвеститом. В роли дипломата – Сергей Маковецкий, в роли оперной дивы – Эрик Курмангалиев. Спектакль стал для театрального мира разорвавшейся бомбой, а Курмангалиева назвали «лучшим актером года» (1992). Виктюк был счастлив своей находкой, но отношения с артистом становились всё более напряженными, а после неявки Курмангалиева на очередной спектакль режиссер с ним расстался.

В 1996-м певец появится на сцене «Геликон-оперы» в резонансной постановке Дмитрия Бертмана «Летучая мышь»: в оперетте Иоганна Штрауса Курмангалиев играет Князя Орловского. Но и этот ангажемент продлится недолго.

В конце 1990-х Рустам Хамдамов приступает к съемкам фильма «Вокальные параллели» (он выйдет в прокат лишь в 2006-м). В центре сюжета (хотя его в обычном понимании здесь нет, а сам режиссер определил жанр как фильм-концерт) – история четырех бывших оперных певиц (одну из них играет Курмангалиев), которые, кочуя по степям, неожиданно видят старое пианино и устраивают концерт, ведет его конферансье – Рената Литвинова (в соавторстве с ней Хамдамов писал сценарий). Сюрреалистический мир, воссозданный эстетом Хамдамовым, клоунада, переплетенная с трагедией, пародия на каноны жанра и в то же время восхищение его красотой, всепоглощающая любовь актрис к опере и столь же всепоглощающая их неприкаянность – всё это было невероятно близко Курмангалиеву. Он провел детство в казахской степи и, по собственному уверению, если б не стал певцом, был бы пастухом. Он обожал оперу, но так и не смог найти свое место на театральной сцене. Он мечтал жить во имя музыки, которая не продается за деньги, но не сумел воспользоваться ни своим талантом, ни своими деньгами, бесконечно растрачивая их на посиделки с друзьями. Он эпатировал словами и поступками знакомых и журналистов, но по-прежнему вызывал восхищение публики, которой, впрочем, становилось всё меньше. Родись он лет на двадцать позже, когда барочные певцы окажутся невероятно востребованными, а импресарио обретут опыт в организации ангажементов, всё могло бы сложиться иначе. Хотя, возможно, и тогда он не вписался бы в эту нишу.

Сам Курмангалиев говорил о себе: «У меня мировоззрение кочевника». Так он кочевал по городам и весям, концертируя в основном по России. Приглашали его и в оперные проекты. Еще в 1980-е он исполнил партию главного героя в опере Бортнянского «Алкид»: в 1987-м концертное исполнение состоялось и в Большом зале филармонии (Киевский камерный оркестр, Антон Шароев). В постановке «Орфея и Эвридики» Глюка Курмангалиев пел Орфея в Эрмитажном театре (1993) и на фестивале во Львове (1999), а сцены из этой оперы с участием Эрика Курмангалиева дважды исполнялись в Малом зале Петербургской филармонии (1994, 1995). В 2005 году Курмангалиева приглашают в Ригу в спектакль-пастиччо «Похищение Фаринелли», посвященный 300-летию легендарного итальянского певца-кастрата.

Среди композиторов, которые особенно привлекали Курмангалиева, вслед за Генделем шел Россини. Арии из его опер он включал в концертные программы, партию Танкреда исполнил в одноименной опере в 1999-м в Вильнюсе, а потом загорелся осуществить концертное исполнение в России – здесь оперу не слышали с XIX века. Нашел партнеров – Международный фонд «Опера», и задуманное случилось: в 2005-м в Большом зале Московской консерватории с оркестром «Русская филармония» под управлением Сергея Кондрашова опера прозвучала. В начале 2006 года артисты собирались представить ее в Большом зале Петербургской филармонии, но из-за неурядиц в тогдашнем руководстве концертной организации переговоры зашли в тупик. И всё же филармоническая публика услышала Танкреда-Курмангалиева – сцену и каватину из оперы певец исполнил в Большом зале 27 июня 2003 года. В концерте Государственного академического камерного оркестра России под управлением Константина Орбеляна артист также спел арию из оратории Генделя «Иуда Маккавей» и, вместе с Араксией Давтян, дуэт из оперы Россини «Семирамида». Выступление оказалось последним в Петербургской филармонии. В афише значилось: Эрик Курмангали.

Это была не первая смена афишного имени. С середины 1990-х артист выступал как Эрик Салим-Меруэт (так звали его родителей). Словно стремясь спастись от одиночества в многолюдной российской столице, он искал опору, пристанище в своих корнях, но последний покой нашел на Ваганьковском кладбище в Москве. Эрику Курмангалиеву было всего 47 лет.

И. Р.


Концерты

  • 4 ноября 1980

    Киевский камерный оркестр
    Дирижер – Антон Шароев

    В программе: Скорик, Рамо, Скарлатти, Перголези, Вивальди

  • 10 ноября 1984

    Неизвестные симфонии Дворжака
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Дворжак. Симфония № 2. Шнитке. Симфония № 4




Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»