Персоны

Виктория Постникова

Род. в 1944
© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
Виктория Постникова

Биография

Постникова Виктория Валентиновна – пианистка.

За рояль Виктория Постникова села в три года, с шести училась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, с семи начала выступать, причем дебютировала на публике вовсе не с детским репертуаром, а с 23-м концертом Моцарта! В консерватории пианистку в свой класс взял Яков Флиер – Викторию он считал своей «музыкальной внучкой», мать Постниковой тоже училась у Флиера и, отправляя ей поздравительную открытку в роддом, Яков Владимирович выразил надежду на то, что новорожденная однажды тоже станет пианисткой.

За рубежом Викторию Постникову впервые слышат на Шопеновском конкурсе в Варшаве в 1965 году. Премии ей тогда не достается, но жюри отмечает талант московской пианистки. В 1966-м она занимает второе место на Международном конкурсе в Лидсе, затем становится победительницей конкурса Вианы да Мотта в Лиссабоне, а в 1970-м завершает конкурсную биографию третьей премией на Международном конкурсе имени Чайковского. Параллельно пианистка много концертирует.

На ленинградской филармонической сцене Постникова дебютирует 1 апреля 1967 года – в Малом зале имени Глинки играет сольную программу из сочинений Шумана, Шопена, Шуберта, Листа. Через два года Постникова появляется в этом же зале со своим первым мужем – Владимиром Спиваковым. Уже к концу 1969 музыканты расстанутся и Постникова выйдет замуж за Геннадия Рождественского (в регистрации брака в Москве им отказывают по негласному распоряжению Министерства культуры, приходится тайком жениться в Тбилиси). Именно с Рождественским она впервые выступит на сцене Большого зала Ленинградской филармонии уже в 1971 году. Рядом их имена будут чаще всего стоять и в большинстве остальных филармонических программ пианистки.

© Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Огромный репертуар Постниковой позволяет Рождественскому составлять программы с разными «сюжетами». К симфоническим Чайковскому, Прокофьеву, Шостаковичу добавлять их же фортепианные концерты. «Оттенять» новинки оркестровой музыки популярными романтическими концертами или, напротив, устраивать «вечера премьер», объединив первое исполнение Второй симфонии Слонимского и советскую премьеру леворучного концерта Бриттена, или ленинградские премьеры сочинения Айвза, Четвертой симфонии Дворжака (прежде никогда не звучавшей здесь) и концерта Галуппи.

Вместе Рождественский и Постникова играют фортепианным дуэтом в Большом и Малом залах, вдвоем представляют «вечер мелодекламации» – Постникова за роялем, Рождественский – в роли чтеца… Несколько раз в Петербургской филармонии дает совместные концерты и вся семья Виктории Валентиновны: к Постниковой и Рождественскому на сцене присоединяется сын, скрипач Александр Рождественский, а два вечера, прошедших в Малом зале (2002, 2006) так и назывались – «Семейный портрет в интерьере».

Разумеется, в Большом и Малом залах проходили сольные концерты пианистки. Их Виктория Постникова выстраивала то по монографическому принципу (вечер сонат Скарлатти, или все восемь тетрадей «Песен без слов» Мендельсона, монографии Шопена, Шостаковича), то по «географическому» признаку (русская музыка, включая редко исполняемые пьесы Танеева, Аренского; скандинавы – Григ, Сибелиус, чешские композиторы – Дворжак, Сметана, Мартину), или соединяла в одном концерте Вариации Генделя и Вариации Брамса на тему Генделя… И в этой «сюжетности» тоже чувствуется некое влияние Рождественского с его просветительской страстью, стремлением «вытащить» на поверхность забытую музыку. Недаром за годы брака в дискографии Постниковой появятся не только полные собрания фортепианного Чайковского, но также все фортепианные сочинения Яначека, Глинки, Мусоргского…

Сотрудничество пианистки с другими дирижерами – Адрианом Боултом, Колином Дэвисом, Саймоном Рэттлом, Юрием Темиркановым – осталось за пределами филармонических залов Ленинграда-Петербурга. Но и на сцене Большого зала она выступала не только с Рождественским: играла с Симфоническим оркестром под управлением Кирилла Кондрашина, (Концерт № 4 Рахманинова, 1975) и Александра Лазарева (Концерт № 1 Глазунова, 1986), с Заслуженным коллективом под управлением Мариса Янсонса (Концерт № 27 Моцарта, 1988).

Публика нередко слышала Постникову и в камерных программах. С солистами ЗКР она исполняла фортепианные квартеты и квинтеты Моцарта, Шуберта, Брамса, Малера, Метнера. В ноябре 1987 года выступила с легендарным Иегуди Менухиным. Сам скрипач после концерта сказал пианистке, что в «ней словно ожил дух его ушедшей сестры Хефсибы», с которой Менухин привык играть вместе с детства и с которой, кстати, давал концерты и в Ленинграде.

В последний раз Виктория Постникова вышла на сцену Большого зала Петербургской филармонии в 2012 году. После ухода из жизни Геннадия Рождественского она появляется на публике реже, предпочитая камерные программы. Хотя свой юбилей в 2019 году Виктория Валентиновна отметила большим концертом в Московской консерватории, на котором собрались многочисленные почитатели ее таланта.

О. Р.


Концерты

  • 28 мая 1971

    7-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Прокофьев. Симфония № 1 «Классическая. Шопен. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Берлиоз. Фантастическая симфония

  • 21 июня 1972

    5-й концерт 10-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Чайковский. Симфония № 6 «Патетическая». Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Сюита из балета «Щелкунчик»

  • 4 января 1973

    1-й концерт 7-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Прокофьев. Симфония № 5. Фрагменты музыки балета «Ромео и Джульетта». Концерт для фортепиано с оркестром № 2

  • 23 сентября 1973

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Щедрин. Романтическая музыка «Анна Каренина». Прокофьев. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Симфония № 5

  • 14 апреля 1975

    5-й концерт 8-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Кирилл Кондрашин

    Чайковский. Симфония № 1 «Зимние грезы». Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 4. Римский-Корсаков. «Золотой петушок», два фрагмента из оперы

  • 29 декабря 1976

    1-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Прокофьев. Сюита «1941». Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Рахманинов. Поэма «Колокола»

  • 30 декабря 1976

    (повтор программы 29 декабря)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Прокофьев. Сюита «1941». Концерт для фортепиано с оркестром № 3. Рахманинов. Поэма «Колокола»

  • 21 сентября 1979

    1-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Слонимский. Симфония № 2. Бриттен. Концерт для фортепиано (левой руки) с оркестром “Diversions”. Скрябин. Поэма экстаза

  • 22 сентября 1979

    (повтор программы 21 сентября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Слонимский. Симфония № 2. Бриттен. Концерт для фортепиано (левой руки) с оркестром “Diversions”. Скрябин. Поэма экстаза

  • 10 ноября 1984

    Неизвестные симфонии Дворжака
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Дворжак. Симфония № 2. Шнитке. Симфония № 4

  • 13 ноября 1984

    Все произведения исполняются в Ленинграде впервые

    Неизвестные симфонии Дворжака
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Галуппи. Концерт для клавесина с оркестром. Айвз. Увертюра «Роберт Браунинг». Дворжак. Симфония № 4

  • 28 сентября 1988

    Фортепианный вечер
    Виктория Постникова

    Д. Скарлатти. Шесть сонат. Берг. Соната № 1. Скрябин. Соната № 5. Лист Соната си минор

  • 17 декабря 1988

    3-й концерт 3-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Марис Янсонс

    Р. Штраус. Симфоническая поэма «Жизнь героя» Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 27. Респиги. Симфоническая поэма «Пинии Рима»

  • 18 декабря 1988

    3-й концерт 3-го «А» абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Марис Янсонс

    Моцарт. Концерт для фортепиано с оркестром № 27. Р. Штраус. Симфоническая поэма «Жизнь героя»




Другие материалы

Андре Превин

Андре Превин

Дирижер 1929–2019
Юозас Домаркас

Юозас Домаркас

Дирижер Род. в 1936

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»