Персоны

Тамара Сморякова

Род. в 1944

Биография

Сморякова Тамара Николаевна – певица, сопрано.

В Музыкальном училище имени Римского-Корсакова Тамара Сморякова училась на вокальном отделении, но выпускной экзамен по фортепиано сдавала вместе с пианистами. Владение инструментом и свободная читка с листа очень помогут ей в дальнейшей работе. Консерваторию Сморякова окончила в 1971 году по классу Татьяны Лавровой – в концерте к 50-летию творческой деятельности своей наставницы, знаменитой солистки Малого театра оперы и балета (Михайловского) она выступит в Большом зале филармонии 30 декабря 1991 года.

Тамаре Николаевне были отпущены не только музыкальные способности. Почти сразу после окончания учебы она уехала с мужем – переводчиком Торгпредства СССР в Копенгаген и здесь училась в 1973–1975 в Студии декоративно-прикладного искусства. Пишет картины она и сегодня, вдохновляясь музыкальными образами. А в 1970–1980-е годы Тамара Сморякова была увлечена гобеленами, которые щедро дарила друзьям и коллегам. Ее работы выставлялись в Музее этнографии, Доме ученых, в Капелле, в Малом зале филармонии – что-то и до сих пор висит в кабинетах сотрудников.

В Малом зале имени Глинки певица впервые выступила в марте 1977 года, исполнив с Оркестром старинной и современной музыки под управлением Мариса Янсонса несколько арий из ораторий и опер Гайдна. До 1996 года на камерной филармонической сцене состоятся около 70-ти концертов Тамары Сморяковой, в том числе сольные вечера.

В Большом зале она дебютирует в ноябре 1978-го в Мессе № 2 Шуберта, Заслуженным коллективом дирижирует Арвид Янсонс. Здесь до 1995 года будет без малого 50 ее концертов.

Голос у Тамары Сморяковой небольшой, потому на оперных сценах она не пела. Но абсолютный слух, с легкостью позволяющий читать незнакомые музыкальные тексты, инструментальный тембр ее сопрано, чувство меры и стиля, владение иностранными языками (начиная от «мертвой» латыни) делало ее незаменимой в исполнении старинной и современной музыки. Хотя этим временным пластом репертуар певицы не ограничивался.

Тамара Сморякова солировала в Высокой мессе Баха, «Страстях по Луке» Телемана, Псалме “Dixit Dominus” Генделя, мессах Гайдна, Моцарта, Бетховена, в “Miserere” Перголези, в «Песнях любви» Брамса, в симфониях № 2 и № 8 Малера. Пела арии Пёрселла, Куперена, Букстехуде, Моцарта и Сальери, Концерт для голоса Глиэра. Она участвовала в премьерных исполнениях оратории Онеггера «Жанна д’Арк на костре», симфоний Карла Нильсена (№ 3) и Ральфа Воан-Уильямса (№ 1), Реквиема Эдисона Денисова. Приглашали Тамару Сморякову и в авторские вечера ленинградских-петербургских композиторов – Владислава Успенского, Бориса Арапова, Бориса Тищенко, Александра Кнайфеля, Григория Корчмара.

В оркестровых концертах певице довелось петь под управлением Арвида Янсонса, Геннадия Рождественского, Александра Дмитриева, Игоря Блажкова, Василия Синайского, Равиля Мартынова, Владимира Альтшулера. В камерных программах она сотрудничала с музыкантами обоих филармонических оркестров – ЗКР и АСО, в Малом зале не раз пела в сопровождении клавесинистки Ольгой Крыловой, в Большом зале выступала в вокально-органных вечерах с органистами Юрием Семеновым и Александром Сердюком. На сцену Тамара Сморякова выходила в элегантных платьях, сшитых своими руками по собственным эскизам. Они всегда соотносились с исполняемой программой.

В ее концерте с Сердюком 20 апреля 1986 года II отделение было посвящено американской вокальной музыке – все сочинения звучали у нас впервые. Нотные сборники Сморякова нашла в Балтиморском магазине во время поездки в США и очень увлеклась находкой. Первой в России она исполнила опусы американских авторов XIX–XX веков, которых плохо знали даже на их родине. С американской программой в филармонии прошли и три сольных вечера Тамары Сморяковой, уже под аккомпанемент фортепиано: 19 мая 1984-го – в Большом зале, 4 марта 1992 и 8 июня 1994 годов – в Малом зале имени Глинки.

Погружение в американскую культуру привело Сморякову к джазу. Это пригодилось певице, когда она начала преподавать на кафедре музыкального театра Российского института сценических искусств (бывшего ЛГИТМиКа), где в 1987–2016 годах Тамара Николаевна вела курс, в последние годы параллельно заведовала отделением эстрадного и драматического вокала. Со своими студентами она ставила рок-оперы, мюзиклы, учила их разным вокальным техникам и стилям, воспитав несколько поколений артистов. Еще три учебных года (2017–2020) она преподавала в Гуманитарном университете профсоюзов. Студенты, и не только, активно пользуются ее пособием «Эстрадно-джазовый вокальный тренинг» (СПб: Планета. 2020, 2-й выпуск).

Сейчас Тамара Сморякова работает над монографией о спиричуэлс, пишет картины и с благодарностью вспоминает о годах, проведенных на филармонической сцене.

И. Р.


Концерты

  • 5 июня 1978

    6-й концерт 7-го абонемента

    Бах. Месса си минор

    Бах. Месса си минор

  • 6 июня 1978

    (повтор программы 5 июня)

    Бах. Месса си минор

    Бах. Месса си минор

  • 22 ноября 1978

    2-й концерт 6-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Шуберт. Симфония № 5. Два фрагмента из музыки к пьесе «Розамунда». Месса № 2

  • 23 ноября 1978

    (повтор программы 22 ноября)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Шуберт. Симфония № 5. Два фрагмента из музыки к пьесе «Розамунда». Месса № 2

  • 30 ноября 1980

    1-й концерт 5-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Арвид Янсонс

    Арапов. Хореографическая поэма «Портрет Дориана Грея». Камерная опера «Дождь»

  • 7 февраля 1983

    2-й концерт 7-го абонемента

    Онеггер. «Жанна д’Арк на костре»
    Дирижер – Василий Синайский

    Онеггер. Опера «Жанна д’Арк на костре»

  • 8 февраля 1983

    (повтор программы 7 февраля)

    Онеггер. «Жанна д’Арк на костре»
    Дирижер – Василий Синайский

    Онеггер. Опера «Жанна д’Арк на костре»

  • 4 апреля 1983

    XIX Ленинградская музыкальная весна
    Симфонический концерт
    Дирижер – Валентин Кожин

    Ган. Праздничная увертюра для симфонического оркестра. Пригожин. Симфония № 3. Успенский. Симфоническая поэма «Посвящение мужеству». Банщиков. I картина из оперы «Горе от ума» по одноименной комедии А. Грибоедова

  • 7 мая 1983

    5-й концерт 9-го абонемента

    Симфонический концерт
    Дирижер – Федор Глущенко

    Брамс. Вариации на тему Гайдна. Вальсы из цикла «Песни любви» и «Новые песни любви». Венгерские танцы

  • 14 ноября 1984

    Моцарт
    Дирижер – Геннадий Рождественский

    Моцарт. Большая месса до минор

  • 6 апреля 1985

    4-й концерт 16-го абонемента

    Гендель (к 300-летию со дня рождения)
    Дирижер – Игорь Блажков

    Гендель. Сюита из балета «Терпсихора». Концерт для органа с оркестром, соч. 4 № 4. «Dixit Dominus Domino meo»

  • 1 марта 1989

    5-й концерт 18-го абонемента

    Гайдн и музыка Вены
    Дирижер – Валентин Нестеров

    Гайдн. Симфония № 41. Моцарт. Концерт для валторны с оркестром № 3. Коронационная месса. «Regina coeli»

  • 4 марта 1989

    Симфонический концерт
    Дирижер – Равиль Мартынов

    Арапов. Симфоническая поэма «Плаха». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Рахманинов. Симфония № 1

  • 5 марта 1989

    5-й концерт 11-го абонемента (повтор программы 4 марта)

    Симфонический концерт
    Дирижер – Равиль Мартынов

    Арапов. Симфоническая поэма «Плаха». Лист. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Рахманинов. Симфония № 1



Другие материалы

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Карен Акопов

Бас Род. в 1956

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»