Персоны
Юрий Семёнов
Биография
Семёнов Юрий Николаевич – органист.
Интерес к органной музыке родился у Юрия Семёнова на уроках фортепиано в Хоровом училище имени Глинки. В консерватории он учился (1970–1975) на двух факультетах: по классу хорового дирижирования у Татьяны Хитровой, по классу органа у Нины Оксентян. Получив диплом, три года преподавал сольфеджио в Хоровом училище, в концертах Хора мальчиков участвовал как органист, а в 1978–1981 стажировался у Леонида Ройзмана в Московской консерватории.
С тех пор вокруг органного искусства сосредоточены все творческие интересы Юрия Семёнова – исполнительские, исследовательские, педагогические.
В 1981 году, вместе с органистом Олегом Безгубовым, он становится инициатором открытия органного отделения в Музыкальном училище имени Римского-Корсакова, где преподает по сей день. Класс органа в 2006–2017 он вел в Петербургской консерватории, а в 2006–2009 еще и в Академии имени Гнесиных в Москве.
В столичном Центральном музее музыкальной культуры имени Глинки Юрий Семёнов обнаружил рукописи органных сочинений князя Владимира Федоровича Одоевского, подготовил текст к изданию и в 2007 году записал диск. В библиотеке Петербургской консерватории он нашел автографы сочинений Христофора Кушнарева (его пассакалия для органа не раз звучала в Большом зале филармонии). В научных журналах публикуются статьи Семёнова об органистах Петербурга-Ленинграда.
О своем инструменте Юрий Николаевич знает, кажется, всё. В 1981 году его пригласили научным консультантом в Эрмитаж, а в 1987–2005 он служил в штате старшим научным сотрудником Эрмитажа, участвовал в реставрации знаменитых часов «Павлин», механических часов-органа, изготовленных по заказу Павла I немецким мастером Иоганном Грегором Штрассе, часов-органа англичанина Уильяма Уинроу. Об этом мастере, прибывшем в Петербург морем в 1745 году, Юрий Семёнов написал увлекательное эссе, а освоив старинный инструмент, давал на нем в 1987–2005 во Дворце Меншикова концерты по воскресеньям.
В статье «К 60-летию Мастера и Учителя» (журнал «Musicus» № 4, 2013) Михаил Мищенко, учившийся когда-то у Юрия Семёнова, пишет:
«Его музицирование – одухотворенное и элегантное, не “исторически верное”, но подлинное: кажется, так органисты во все времена общаются со своим инструментом – декламируют и поют на нем, побуждают его “звучать” в паузе и “молчать” в звучании. Игра Семёнова заставляет вслушиваться в напряжение ритма и мелоса, в их изумляющую и убеждающую “неправильность” и непривычную красоту, в самые смелые, почти невероятные соотношения строгости и свободы. Его искусство – прямое, без посредников, общение исполнителя с музыкой великих мастеров, и потому оно восстанавливает связи настоящего с прошлым».
На сцену Большого зала Ленинградской филармонии Юрий Семёнов выходил с детства в составе Хора мальчиков училища имени Глинки. Его появление здесь за органом состоялось в студенчестве: 4 декабря 1972 года Семёнов участвовал в исполнении под управлением Одиссея Димитриади оратории Отара Тактакишвили «По следам Руставели», заменив заболевшего органиста прямо на концерте. Партию органа он и дальше будет играть в программах Заслуженного коллектива и Симфонического оркестра филармонии: это Симфония № 3 Сен-Санса, Альпийская симфония Рихарда Штрауса, «Третий и последний завет» Николая Обухова, «Прометей» Скрябина, «Мастер и Маргарита» Андрея Петрова…
В свои концерты Юрия Семёнова приглашают и коллективы-гастролеры. Он участвует в баховских программах Литовского камерного оркестра Саулюса Сондецкиса, в исполнении сочинений Георгия Свиридова и оратории «Девять шагов к Преображению» Эдуарда Артемьева с Московским камерным хором Владимира Минина, Реквиема Козловского с Московским государственным хором Владислава Соколова.
Появляется капелланин Семёнов и в других хоровых концертах – Хора любителей пения, Капеллы, Камерного хора Николая Корнева, детских хоровых студий, Хора мальчиков родного училища, которому аккомпанирует за роялем в концерте-встрече в Малом зале имени Глинки (1978).
На камерной филармонической площадке Юрий Семёнов выступает редко, в основном в хоровых и вокально-инструментальных концертах. В Малом зале с его участием также звучат премьеры «Шести этюдов для струнных и органа» Бориса Чайковского (1978), сочинений Анатолия Королева (1985), “Stabat Mater” Игоря Воробьева (2010).
Главная филармоническая биография Семёнова связана с Большим залом. И это не только участие в симфонических и хоровых программах. Это и серия литературно-музыкальных вечеров с Владимиром Ларионовым, и ансамблевые программы с артистами филармонических оркестров. Это и сольные концерты. В их программах – самая разная музыка: Вивальди, Фрескобальди, Пёрселл, Свелинк, Шейдт и Шейн, конечно, Бах, Гендель, а также Куперен, Дакен, Франк, Вьерн, Видор и Лангле, Моцарт и Шуман, Пярт, Шнитке, Денисов, Губайдулина… Первый из них состоялся 6 декабря 1981-го, а последний (на момент написания статьи) 29 октября 2022 года – года полувекового сотрудничества Юрия Семёнова с Петербургской филармонией. Всего с участием музыканта в Большом и Малом залах прошли более ста концертов.
И. Р.
Концерты
-
4 декабря 1972
2-й концерт 1-го абонемента (1-й цикл)
Симфонический концерт
Дирижер – Одиссей ДимитриадиГлинка. «Камаринская». Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Тактакишвили. «По следам Руставели»
-
9 мая 1974
Концерт хоровой музыки
В программе: Соловьев-Седой, Пахмутова, Баснер, Прокофьев, Гендель, Керубини, Тухманов, Таривердиев, Пожлаков, Давиденко, Слонимский, Сорокин, Зариньш, народные песни
-
5 мая 1976
Вечер скрипичной музыки
Гидон КремерВ программе: Бах, Моцарт, Малер, Шнитке, Р. Штраус, Боккерини
-
12 мая 1976
Концерт для учащихся профессионально-технических учебных заведений Ленинградской области
В программе: Шостакович, Баснер, Букстехуде, Глюк, Глинка, Соловьев-Седой, Тухманов, Чайковский
-
6 декабря 1976
2-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Юрий ЕфимовПетров. Поэма. Паганини. Концерт для скрипки с оркестром № 1. Чайковский. Симфония№ 6 «Патетическая»
-
15 января 1978 (днем)
3-й концерт 10-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Валентин НестеровМонтеверди. «Орфей-сюита». Стравинский. Симфония в трех частях. Бах. Концерт для клавесина с оркестром ми мажор. Слонимский. Симфонический мотет
-
13 марта 1978
4-й концерт 4-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Мирча Басараб (Румыния)Сильвестри. Три пьесы для струнного оркестра. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Сен-Санс. Симфония № 3 «С органом»
-
14 марта 1978
(повтор программы 13 марта)
Симфонический концерт
Дирижер – Мирча Басараб (Румыния)Сильвестри. Три пьесы для струнного оркестра. Чайковский. Концерт для скрипки с оркестром. Сен-Санс. Симфония № 3 «С органом»
-
15 мая 1978
(по рукописной книге регистрации концертов)
Вечер популярной музыки
Ансамбль скрипачей Большого театра СССРВ программе: Тартини, Гендель, Паганини, Бах–Гуно, Рахманинов, Прокофьев, Глазунов, Дворжак, Караев, Сарасате, Прокофьев, Шостакович, Бах
-
16 мая 1978
По рукописной книге регистрации концертов. Повтор программы 15 мая.
Вечер популярной музыки
Ансамбль скрипачей Большого театра СССРВ программе: Тартини, Гендель, Паганини, Бах–Гуно, Рахманинов, Прокофьев, Глазунов, Дворжак, Караев, Сарасате, Прокофьев, Шостакович, Бах
-
30 сентября 1978 (днем)
Органный концерт
Юрий СеменовВ программе: Бах, Куперен, Фрескобальди
-
25 ноября 1978
Вечер балета
Любовь КунаковаВ программе: Чайковский, Куперен, Бизе–Щедрин, Франк, Адан, Меликов, Лангле, Сен-Санс, Фрескобальди, Пуни
-
28 января 1979
Вечер балета
Любовь КунаковаВ программе: Чайковский, Куперен, Бизе–Щедрин, Франк, Адан, Меликов, Лангле, Вилла-Лобос, Фрескобальди, Минкус
-
17 октября 1980
Бах. Страсти по Иоанну
Дирижер – Эдуард СеровБах. Страсти по Иоанну
-
18 октября 1980
(повтор исполнения 17 октября)
Бах. Страсти по Иоанну
Дирижер – Эдуард СеровБах. Страсти по Иоанну
-
27 октября 1980
1-й концерт 7-го абонемента (для трудящихся объединения «Кировский завод», 25-й год слушания)
Андрей Петров. Авторский вечер
Дирижер – Александр ЛазаревА. Петров. Симфоническая поэма «Радда и Лойко». «Русские песни» для меццо-сопрано, хора и оркестра. Поэма для струнных, труб, органа, двух фортепиано и ударных (Памяти погибших в годы блокады Ленинграда). Концерт для скрипки с оркестром. Фрагмент из балета «Сотворение мира»
-
28 октября 1980
(повтор программы 27 октября)
Андрей Петров. Авторский вечер
Дирижер – Александр ЛазаревА. Петров. Симфоническая поэма «Радда и Лойко». «Русские песни» для меццо-сопрано, хора и оркестра. Поэма для струнных, труб, органа, двух фортепиано и ударных (Памяти погибших в годы блокады Ленинграда). Концерт для скрипки с оркестром. Фрагмент из балета «Сотворение мира»
-
19 ноября 1980
2-й концерт 9-го абонемента
Симфонический концерт
Дирижер – Одиссей ДимитриадиБаланчивадзе. Симфония № 3. Арии из опер Пуччини, Понкьелли, Верди. Лист. Симфоническая поэма «Тассо»
-
20 ноября 1980
(повтор программы 19 ноября)
Симфонический концерт
Дирижер – Одиссей ДимитриадиБаланчивадзе. Симфония № 3. Арии из опер Пуччини, Понкьелли, Верди. Лист. Симфоническая поэма «Тассо»
-
1 декабря 1980
1-й концерт 18-го абонемента
Александр Блок в музыке (к 100-летию со дня рождения поэта)
Дирижер – Владислав ЧернушенкоСлонимский. Кантата «Голос из хора». Салманов. Поэма «Двенадцать»