Персоны

Владимир Минин

Род. в 1929

Биография

Минин Владимир Николаевич – хоровой дирижер, основатель и руководитель Московского камерного хора.

Судьба Владимира Минина складывалась не благодаря, а вопреки обстоятельствам. В 5 лет мальчик остался без матери (она, прекрасная пловчиха, утонула в озере), в 1937-м на полтора года арестовали отца, в 1942-м отец умер от голода в блокадном Ленинграде. Володя Минин в это время находился в Кировской области, куда эвакуировали Хоровое училище имени Глинки. В Училище его привела бабушка в 1936 году, когда Александр Свешников набирал Хор мальчиков, и Минин, пройдя большой конкурс, поступил. 24 и 26 мая 1939 года Всесоюзный ансамбль оперы Ивана Козловского и Заслуженный коллектив под управлением дирижера Александра Орлова представляет в Ленинградской филармонии концертное исполнение оперы Массне «Вертер». В концерте участвует Хор мальчиков – это был первый выход Владимира Минина на сцену Большого зала.

Из села Аргаж Кировской области Училище имени Глинки в 1944-м перевозят в Москву, которая станет для музыканта городом, где реализовались его мечты о собственном хоровом коллективе. Но до этого будет Московская консерватория (ее окончит у Владислава Соколова в 1950-м), служба в армии (она проходит в 1951–1954 в Польше, где Минин руководит Ансамблем песни и пляски Северной группы войск), аспирантура у Свешникова (1957), работа его ассистентом в Государственном русском хоре СССР (в 1987–1990 Минин возглавляет этот коллектив), руководство молдавской хоровой капеллой «Дойна» (1958–1963), заведование кафедрой в Новосибирской консерватории (1963–1965). Будет недолгий ленинградский период: в 1965–1967 Минин – художественный руководитель Капеллы имени Глинки. Именно с этим коллективом он впервые выступит в Большом зале филармонии как дирижер: 10 марта 1966 года Заслуженный коллектив и Хор Капеллы исполнят под управлением Владимира Минина «Поэму памяти Сергея Есенина» Георгия Свиридова.

Вернувшись в 1967 году в Москву, Минин преподает в Институте имени Гнесиных, а в 1971-м его назначают ректором. Пост он занимает недолго, до 1979-го, но именно здесь рождается главное дело его жизни – из студентов и преподавателей Минин создает институтский хор, который вскоре, в 1973-м, получает статус государственного коллектива и становится одним из самых заметных явлений отечественной хоровой исполнительской культуры.

Разъезжая по миру, участвуя в престижных фестивалях, записывая пластинки, Московский камерный хор выступает и в Ленинградской филармонии. Он появляется в программах филармонических и камерных оркестров. Особенно тесное сотрудничество связывает Минина с Литовским камерным оркестром и его руководителем Саулюсом Сондецкисом, который сравнивал звучание мининского хора со скрипкой Страдивари. Но чаще Хор привозит сольные программы, для участия в них привлекаются инструменталисты, Камерный хор Новосибирска, блистательные солисты – Елена Образцова, Александр Ведерников, Евгений Нестеренко. В самом коллективе тоже немало певцов, которые исполняют сольные партии, – Наталья Герасимова, Аркадий Пружанский, Рауф Абасов… В программах звучат редкости – хоры Монтеверди и Пёрселла (в 1983-м впервые в СССР – «Траурная музыка для королевы Марии»), Дебюсси и Равеля, Верди и Брамса, Маленькая торжественная месса Россини.

15 мая 1980 года Хор исполняет «Литургию Святого Иоанна Златоуста» (не полностью) Рахманинова, стыдливо спрятавшуюся под названием «Семь хоров из цикла, соч. 31». Петь эту музыку в стране победившего атеизма было строжайше воспрещено, но уже 5 февраля 1988-го в афише Мининского хора стоит Литургия, а затем и Всенощная Рахманинова. С конца 1980-х в концертах коллектива появляется и другая русская духовная музыка – Черепнина, Гречанинова, Щедрина, анонимов XVI–XVII веков.

17 января 1984 года в Большом зале проходит премьера – хоровая симфония-действо «Перезвоны» Валерия Гаврилина. Владимир Минин вспоминает, что предложил композитору написать что-нибудь для хора еще в Ленинграде в 1966 году. Спустя без малого 20 лет Гаврилин позвонил Минину в Москву и сообщил, что сочинение готово. На премьеру посвященных Минину «Перезвонов» собрался, без преувеличения, весь музыкальный Ленинград. Сочинение войдет в репертуар Хора и в последний раз прозвучит в Большом зале 13 июня 1990 года. Но самым важным для коллектива станет другой русский композитор – Георгий Свиридов.

Композитора и дирижера будут связывать долгие годы сотрудничества, сотворчества. Минин называет Свиридова человеком, оказавшим важнейшее влияние на его музыкантскую судьбу, Свиридов доверяет Минину исполнение своих сочинений, посвящает ему кантату на стихи Блока «Ночные облака». Впервые в Ленинграде Минин представляет ее с Московским камерным хором 15 мая 1980 года в Большом зале. Под управлением Минина в филармонии проходят и другие премьеры музыки Свиридова – «Пушкинский венок» (на первом концерте Хора в Большом зале 8.04.1979), «Песни безвременья» (28.12.2002), «Три старинные песни Курской губернии» (15.01.1986) и сделанная для хора авторская версия кантаты «Курские песни» (10. 05. 1987). Свиридов есть и в программе единственного концерта Минина с Государственным академическим русским хором СССР имени Свешникова (23.12.1988).

Кантату «Ночные облака» и «Три старинные песни Курской губернии» Свиридова, а также «Три русские песни» Рахманинова, Адажио Барбера и “Amao omi” («Война тщетна») для хора и квартета саксофонов Гии Канчели Владимир Минин включил в концерт Московского камерного хора, который после длительного перерыва в его петербургском филармоническом хронографе состоялся 18 февраля 2018 года. 89-летний музыкант признался, что Петербург и сегодня остается для него лучшим городом мира, а Большой зал не имеет в России себе равных – ни по акустике, ни по атмосфере, которую, по мнению Владимира Минина, трепетно хранят и сегодня, сберегая идущие от середины XIX века традиции.

10 января 2019 года концертом в Москве в Зале Чайковского Владимир Минин отметил свой 90-й день рождения. Вскоре он оставит художественное руководство Московским камерным хором, взяв на эту должность молодого дирижера Тимофея Гольберга (род. в 1991). Имя основателя сохранится в названии коллектива – «Минин-хор».

И. Р.


Концерты

  • 8 апреля 1979

    Вечер хоровой музыки
    Московский камерный хор

    В программе: Монтеверди, Донати, Дебюсси, Равель, Свиридов

  • 9 ноября 1980

    Россини. Маленькая торжественная месса
    Московский камерный хор

    Россини. Маленькая торжественная месса для солистов, хора, фортепиано и органа

  • 10 ноября 1980

    (повтор исполнения 9 ноября)

    Россини. Маленькая торжественная месса
    Московский камерный хор

    Россини. Маленькая торжественная месса для солистов, хора, фортепиано и органа

  • 7 февраля 1981

    Франц Шуберт
    Литовский камерный оркестр

    Шуберт. Симфония № 5. Месса № 2. Концертштюк для скрипки и камерного оркестра. Песни

  • 8 февраля 1981

    Антонио Вивальди
    Литовский камерный оркестр

    Вивальди. Симфонии и концерты для струнного оркестра. «Gloria»

  • 17 марта 1982

    (программка с полным составом хора)

    Россини. Маленькая торжественная месса
    Московский камерный хор

    Россини. Маленькая торжественная месса

  • 18 марта 1982

    5-й концерт 8-го абонемента. Программка с полным составом хора. Повтор исполнения 17 марта.

    Россини. Маленькая торжественная месса
    Московский камерный хор

    Россини, Маленькая торжественная месса

  • 21 марта 1982

    Георгий Свиридов. Произведения на слова Александра Блока

    В программе: Свиридов

  • 8 сентября 1982

    Вольфганг Амадей Моцарт
    Литовский камерный оркестр
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Моцарт. Три ноктюрна для вокального ансамбля и струнных инструментов. Речитатив и ария (рондо) «Ombra felice». Зальцбургская симфония № 1. Мотет «Exsultate, jubilate». Литания для солистов, хора и оркестра

  • 9 сентября 1982

    Антонио Вивальди
    Литовский камерный оркестр
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Вивальди. Симфония для струнных и чембало соль мажор. Концерт для струнного оркестра «Madrigalesco». Концерт для флейты, гобоя и струнного оркестра до мажор. «Stabat Mater». «Gloria»

  • 10 сентября 1982

    Вечер итальянской музыки
    Литовский камерный оркестр
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Перголези. Симфония для струнного оркестра соль мажор. Кантата «Орфей». «Stabat Mater». Россини. Два фрагмента из Маленькой торжественной мессы

  • 15 февраля 1983

    Вечер старинной и современной музыки
    Московский камерный хор
    Новосибирский камерный хор

    Перселл. Кетч «Plague on you for a fop». «When the cock begins to crow». Ария «The Night». Дуэт «When Myra sings». Кетч «Of all' the instruments thatare». Траурная музыка для королевы Марии. Свиридов. Кантата «Ночные облака». Четыре хора из цикла «Песни безвременья»

  • 17 февраля 1983

    (повтор программы 15 февраля)

    Вечер старинной и современной музыки
    Московский камерный хор
    Новосибирский камерный хор

    Перселл. Кетч «Plague on you for a fop». «When the cock begins to crow». Ария «The Night». Дуэт «When Myra sings». Кетч «Of all' the instruments thatare». Траурная музыка для королевы Марии. Свиридов. Кантата «Ночные облака». Четыре хора из цикла «Песни безвременья»

  • 12 марта 1983

    2-й концерт 12-го абонемента

    Георгий Свиридов. Авторский концерт
    Художественный руководитель и дирижер – Владимир Минин

    Свиридов. Три хора из «Детского альбома». «Веснянка». «Хоровод». «Ты запой мне ту песню». Концерт памяти А. А. Юрлова. Концерт для хора «Пушкинский венок»

  • 17 октября 1984

    Вечер австрийской музыки
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Моцарт. Симфония № 17. Мотет«Exsultate, jubilate». Шуберт. Пять менуэтов и шесть трио для струнного оркестра. Месса № 2

  • 19 октября 1984

    II Ленинградский фестиваль камерной музыки
    Дирижер и солист – Владимир Спиваков

    Вивальди. Концерт для скрипки, струнных и чембало. Концерт для двух гобоев, струнных и чембало. Концерт для струнных и чембало. «Gloria»

  • 20 октября 1984

    Вивальди. Моцарт.
    Дирижер и солист – Владимир Спиваков

    Моцарт. Дивертисмент ре мажор. Концерт для фортепиано с оркестром № 12. Вивальди. «Gloria»

  • 22 марта 1985

    Бах (300 лет со дня рождения)
    Дирижер и солист – Владимир Спиваков

    Бах. Концерт для трех скрипок и струнных. Концерт для фортепиано и струнных. Концерт для скрипки, гобоя и струнных. Месса фа мажор

  • 23 марта 1985

    5-й концерт 9-го абонемента

    Бах (300 лет со дня рождения)
    Дирижер и солист – Владимир Спиваков

    Бах. Концерт для двух скрипок и струнных. Сюита для оркестра № 2. Концерт для скрипки, гобоя и струнных. Месса фа мажор

  • 25 марта 1985

    Вечер старинной музыки
    Дирижер – Саулюс Сондецкис

    Гендель. Увертюра к опере «Агриппина». Концерт для гобоя с оркестром соль минор. Concerto grosso, соч. 6 № 4. Перголези. «Stabat Mater»




Другие материалы

Михаэль Эркслебен

Скрипка Род. в 1960

Государственный симфонический оркестр Латвийской ССР

Симфонические оркестры ?

Сделали

Подписаться на новости

Подпишитесь на рассылку новостей проекта

«Кармина Бурана» Карла Орфа Феликс Коробов и Заслуженный коллектив

Карл ОРФ (1895–1982) «Кармина Бурана», сценическая кантата на тексты из сборников средневековой поэзии для солистов, хора и оркестра Концертный хор Санкт-Петербурга Хор мальчиков хорового училища имени М.И. Глинки Солисты – Анна Денисова, Станислав Леонтьев, Владислав Сулимский Концерт проходит при поддержке ООО «МПС»