Персоны
Наталья Герасимова
Биография
Герасимова Наталья Борисовна – камерная и хоровая певица, сопрано.
Большая часть творческой биографии москвички Натальи Герасимовой, выпускницы дирижерско-хорового отделения Училища имени Октябрьской революции (ныне Институт имени Шнитке) и Музыкально-педагогического института Гнесиных (ныне – Российская академия музыки), связана с Московским камерным хором. Этот коллектив Владимир Минин основал, как студенческий, будучи ректором Гнесинского института в 1971–1979 годах. В первый его состав приходит студентка Наталья Герасимова. Она останется в хоре до 1993 года, почти сразу окажется его солисткой, а долгое время и женой Владимира Минина.
Для выдвижения в солистки высокое покровительство, ей, впрочем, было совсем не нужно. Главным и единственным аргументом здесь стал голос певицы. Ее чистое, хотя и небольшое, хрустальное сопрано идеально подходило для сольных партий в хоровых сочинениях Равеля, Рахманинова, Гречанинова, в кантатах и мессах Вивальди, Перголези, Баха, Шуберта… С участием Натальи Герасимовой были впервые исполнены и записаны многие опусы Георгия Свиридова и «Перезвоны» Валерия Гаврилина. В ленинградских премьерах их сочинений она пела с 1979 года и в Большом зале филармонии.
В афишах имя Натальи Герасимовой появлялось рядом с именами не только солистов хора, но и первых голосов русской оперной сцены. В «Пушкинском венке» Свиридова она солирует с Александром Ведерниковым, в «Маленькой торжественной мессе» Россини – с другими солистами Большого театра – Еленой Образцовой, Львом Кузнецовым и Евгением Нестеренко, с Образцовой поет в “Gloria” Вивальди и “Stabat Mater” Перголези.
1 ноября 1981 года в Большом зале филармонии состоялся концерт лауреатов только что завершившегося в Минске X Всесоюзного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки. Среди победителей была и обладательница II премии Наталья Герасимова, исполнившая пять романсов, соч. 38 Рахманинова (кстати, III премию получила тогда Любовь Казарновская, а II премию в мужском вокале – Владимир Чернов).
Все шесть романсов этого опуса, а также несколько романсов Глинки Наталья Герасимова споет 23 октября 1982 года в сольном отделении в Малом зале филармонии под аккомпанемент концертмейстера Московского камерного хора Елены Стриковской. На камерной филармонической сцене пройдут вокальные вечера Герасимовой (всего их девять) с петербургским концертмейстером Нелли Тульчинской (три монографические программы посвящены Гаврилину, одна – Чайковскому), в ансамбле с известными пианистами – Дмитрием Башкировым (песни Шуберта, 1984), Владимиром Крайневым (песни Моцарта и романсы Чайковского, 1985), Михаилом Ермолаевым (Регер, Шуман, Массне, Гуно, 1988), Владимиром Сканави («Детская» Мусоргского, 1988, русский авангард – Лурье, Рославец, Мосолов, Щербачев, 1990). Под аккомпанемент Сканави 11 марта 1994 года в концерте фестиваля «От авангарда до наших дней» Герасимова исполнила «Пять стихотворений Анны Ахматовой» Прокофьева и «Песни Офелии» Гаврилина. Это был последний выход певицы на сцену Малого зала.
Последнее выступление в Большом зале состоялось в 1998 году с Государственным академическим симфоническим оркестром России под управлением Евгения Светланова. Дирижер уже приглашал Герасимову в свои петербургские программы: в феврале 1992-го она солировала в Симфонии № 4 Хуго Альвена и в симфонии «В лесах Амазонки» Вила-Лобоса, а 18 октября 1998-го пела в квартете солистов в симфонии «Израиль» Эрнеста Блоха.
В хоре Минина Герасимова в то время уже не служила, в 1993 году приняла непростое для себя решение оставить коллектив, сотрудничала с ансамблем «Барокко» Ярославской филармонии (таков был официальный статус, но музыканты много работали в Москве), записала с ним несколько дисков, в декабре 1993-го выступила в Малом зале имени Глинки. В 1998 году Наталья Борисовна кардинально меняет свою жизнь – уезжает в Ханты-Мансийск. Здесь руководит Концертно-театральным центром «Югра-Классик», сама выступает с концертами, преподает в Центре искусств для одаренных детей Севера и в филиале Российской академии музыки имени Гнесиных.
В Московский камерный хор Наталья Герасимова всё же вернется. С 2014 года она преподает здесь вокал новому поколению участников знаменитого коллектива.
И. Р.
Концерты
-
8 апреля 1979
Вечер хоровой музыки
Московский камерный хорВ программе: Монтеверди, Донати, Дебюсси, Равель, Свиридов
-
9 ноября 1980
Россини. Маленькая торжественная месса
Московский камерный хорРоссини. Маленькая торжественная месса для солистов, хора, фортепиано и органа
-
10 ноября 1980
(повтор исполнения 9 ноября)
Россини. Маленькая торжественная месса
Московский камерный хорРоссини. Маленькая торжественная месса для солистов, хора, фортепиано и органа
-
7 февраля 1981
Франц Шуберт
Литовский камерный оркестрШуберт. Симфония № 5. Месса № 2. Концертштюк для скрипки и камерного оркестра. Песни
-
8 февраля 1981
Антонио Вивальди
Литовский камерный оркестрВивальди. Симфонии и концерты для струнного оркестра. «Gloria»
-
17 марта 1982
(программка с полным составом хора)
Россини. Маленькая торжественная месса
Московский камерный хорРоссини. Маленькая торжественная месса
-
18 марта 1982
5-й концерт 8-го абонемента. Программка с полным составом хора. Повтор исполнения 17 марта.
Россини. Маленькая торжественная месса
Московский камерный хорРоссини, Маленькая торжественная месса
-
8 сентября 1982
Вольфганг Амадей Моцарт
Литовский камерный оркестр
Дирижер – Саулюс СондецкисМоцарт. Три ноктюрна для вокального ансамбля и струнных инструментов. Речитатив и ария (рондо) «Ombra felice». Зальцбургская симфония № 1. Мотет «Exsultate, jubilate». Литания для солистов, хора и оркестра
-
9 сентября 1982
Антонио Вивальди
Литовский камерный оркестр
Дирижер – Саулюс СондецкисВивальди. Симфония для струнных и чембало соль мажор. Концерт для струнного оркестра «Madrigalesco». Концерт для флейты, гобоя и струнного оркестра до мажор. «Stabat Mater». «Gloria»
-
10 сентября 1982
Вечер итальянской музыки
Литовский камерный оркестр
Дирижер – Саулюс СондецкисПерголези. Симфония для струнного оркестра соль мажор. Кантата «Орфей». «Stabat Mater». Россини. Два фрагмента из Маленькой торжественной мессы
-
15 февраля 1983
Вечер старинной и современной музыки
Московский камерный хор
Новосибирский камерный хорПерселл. Кетч «Plague on you for a fop». «When the cock begins to crow». Ария «The Night». Дуэт «When Myra sings». Кетч «Of all' the instruments thatare». Траурная музыка для королевы Марии. Свиридов. Кантата «Ночные облака». Четыре хора из цикла «Песни безвременья»
-
17 февраля 1983
(повтор программы 15 февраля)
Вечер старинной и современной музыки
Московский камерный хор
Новосибирский камерный хорПерселл. Кетч «Plague on you for a fop». «When the cock begins to crow». Ария «The Night». Дуэт «When Myra sings». Кетч «Of all' the instruments thatare». Траурная музыка для королевы Марии. Свиридов. Кантата «Ночные облака». Четыре хора из цикла «Песни безвременья»
-
12 марта 1983
2-й концерт 12-го абонемента
Георгий Свиридов. Авторский концерт
Художественный руководитель и дирижер – Владимир МининСвиридов. Три хора из «Детского альбома». «Веснянка». «Хоровод». «Ты запой мне ту песню». Концерт памяти А. А. Юрлова. Концерт для хора «Пушкинский венок»
-
17 октября 1984
Вечер австрийской музыки
Дирижер – Саулюс СондецкисМоцарт. Симфония № 17. Мотет«Exsultate, jubilate». Шуберт. Пять менуэтов и шесть трио для струнного оркестра. Месса № 2
-
19 октября 1984
II Ленинградский фестиваль камерной музыки
Дирижер и солист – Владимир СпиваковВивальди. Концерт для скрипки, струнных и чембало. Концерт для двух гобоев, струнных и чембало. Концерт для струнных и чембало. «Gloria»
-
20 октября 1984
Вивальди. Моцарт.
Дирижер и солист – Владимир СпиваковМоцарт. Дивертисмент ре мажор. Концерт для фортепиано с оркестром № 12. Вивальди. «Gloria»
-
27 ноября 1984
Моцарт
Дирижер – Владислав ЧернушенкоМоцарт. Реквием
-
23 марта 1985
5-й концерт 9-го абонемента
Бах (300 лет со дня рождения)
Дирижер и солист – Владимир СпиваковБах. Концерт для двух скрипок и струнных. Сюита для оркестра № 2. Концерт для скрипки, гобоя и струнных. Месса фа мажор
-
25 марта 1985
Вечер старинной музыки
Дирижер – Саулюс СондецкисГендель. Увертюра к опере «Агриппина». Концерт для гобоя с оркестром соль минор. Concerto grosso, соч. 6 № 4. Перголези. «Stabat Mater»
-
20 декабря 1988
Вечер духовной музыки
Московский камерный хорВ программе: неизвестные авторы, Бавыкин, Бортнянский, Свиридов, Струмский, Гречанинов, Моцарт, Шуберт